Новая тактика российской армии. Военный эксперт о набеге на Киев
Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова, рассказывает НВ о деталях войны России против Украины, эффективности территориальной обороны и приоритетах армии РФ.
– Как вы прокомментируете удары россиян по критической инфраструктуре? В частности, когда они целятся в объекты энергетики или совершают кибератаки.
— Это говорит о том, что Владимир Путин — террорист. Эта тактика состоит в том, чтобы сеять панику и вызвать ощущение массовых потерь, и на этом фоне заставить власть пойти на уступки, а короче говоря – на капитуляцию. И об этом же докладывал Михаил Подоляк из Офиса президента, который был на переговорах. Это тактика России. Сюда же – обстрелы школ и жилых массивов.
Здесь меня удивляет позиция отдельных стран касательно отношений с Россией, которая является государством-террористом. Если бы мир сформировал отношение не только к России, но и к ее партнерам как странам, поддерживающим международный терроризм, то, я думаю, позиция и НАТО, и ЕС была бы другой. У меня позавчера был комментарий одной китайской глобальной сети. Так вот там был министр иностранных дел Китая. Он сказал, что видит Украину таким мостиком между Россией и Европой, и спросил мое мнение. Я ответил, что Украина после произошедшего никогда не будет мостиком между Россией и Европой. А также спросил, а почему Китай, если считает Украину мостиком, позволяет Путину разрушать этот мостик? Ответа я не получил.
— Насколько эффективно показывает себя военная техника, которую дает нам Запад?
– Вся она зарекомендовала себя очень хорошо. Но есть одно «но». Время попадания ее в Вооруженные силы Украины очень велико. Я понимаю, что многие маршруты доставки очень сложны. И это ограничительный фактор, который от нас не зависит.
- Как вы можете оценить эффективность украинской терробороны?
- По какой шкале? По 12-балльной – на 12+. Это, скажем так, наш надежный щит. Но я бы еще хотел добавить о нашем ПВО. Я на самом деле не рассчитывал на такую эффективность. Здесь сработали на 10 по 5-балльной шкале.
— Что вы можете сказать о характере боевой операции россиян с целью оккупации Киева?
— Я бы сказал, что технологический этап завершился, когда массово использовались крылатые ракеты, искандеры. Сейчас я думаю, что противник перейдет к тактике набега. Тем более что там объявили мобилизацию. Правда, трудно сказать, кто пойдет в вооруженные силы России сейчас. Будет много дезертиров, многие откажутся уходить. А те, кто попадет на территорию Украины, скорее всего, сдадутся в плен. То есть нашествие пока велико, преимущество в численности, но это идет на убыль. Однако до победы далеко. Надо набраться терпения и мужества, не поддаваться панике и иметь холодную голову.
— Как вы оцениваете информацию о том, что у российской армии уже иссякают сосредоточенные у границ Украины ресурсы?
— А об этом свидетельствует объявленная мобилизация в России. За счет этого Путин пытается поддержать численность нашествия, которое есть сейчас. Но возможности для этого будут очень ограничены. Грубо говоря, его планы провалились.
- Прокомментируйте информацию о подготовке оккупантами в Херсоне фейковых митингов в поддержку РФ.
— Я начал писать еще накануне войны о том, что с заходом на территорию Путин постарается сделать первую, вторую, третью, четвертую "ЛНР/ДНР". Конечно, это будут фейковые образования. Но за счет этого он будет пытаться заставить Украину разговаривать напрямую не только с "ЛНР" и "ДНР", но и с новыми этими образованиями. Расчёт на это. И на снижение морального духа Вооруженных сил и нашего народа.
— Как-то меняется сейчас стратегия и тактика России?
Я думаю, будут брошены последние усилия на свержение власти в Киеве, а также на «завершение», с их точки зрения, дела под Харьковом, Мариуполем, в Сумах, то есть там, где идут ожесточенные бои. На это будут брошены все силы, я так считаю. За счет чего? За счет тех «необстрелянных мальчиков», которые пойдут из России как пушечное мясо. Я считаю, что на этом уровне напряжение будет сохраняться.