Дмитрий Дубилет — о запуске бизнеса в Украине и за рубежом
Предприниматель и основатель Checkbox Дмитрий Дубилет в своей колонке для AIN.UA рассказывает об особенностях создания продуктовых компаний в Украине и за ее пределами.
С каждым годом в Украине появляется все больше продуктовых IT-компаний. Часть из них ориентирована на иностранные рынки, часть — чисто на внутренний. Последнее время я занимаюсь бизнесами обоих типов и хотел бы поделиться с читателями AIN.UA некоторыми наблюдениями, чем они отличаются друг от друга.
Само собой, независимо от того, на какой регион ориентирован ваш продукт, перед вами всегда будет стоять примерно одни и те же вызовы: поиск талантов, управление разработкой, стабильность продуктов и многое другое. Но есть и отличия.
Начнем с очевидного. Бизнес, нацеленный наружу, имеет гораздо больше шансов на венчурные инвестиции. К нему применимы волшебные термины вроде «капитализация» и «мультипликаторы», а вопрос сиюминутной прибыли стоит менее остро.
Для примера приведу Checkbox — наш очень локальный бизнес, который предлагает предпринимателям так называемые ПРРО (программные кассовые аппараты). Судя по статистике от налоговой, мы занимаем в нашем сегменте крепкое первое место, компания приносит прибыль и стремительно растет, но что-то отбоя от инвесторов у нас не наблюдается. За все время нам пришло одно предложение, но, после общения с потенциальным инвестором в итоге ни он, ни мы не придумали, зачем нам могут быть нужны эти инвестиции.
Но, к сожалению, опционы возможны лишь там, где есть та самая пресловутая капитализация. В чисто украинских компаниях, конечно, можно мотивировать сотрудников через годовые бонусы или участие в прибыли, но это все не то.
Другой проблемой в IT-бизнесе на украинском рынке являются валютные риски. Цены — в гривнах, а зарплата разработчиков, спасибо глобализации, привязана к доллару. Последние пару лет, пока гривна стабильна, вопрос не такой острый, но все мы помним, как это было еще недавно.
Но есть, конечно, и обратная сторона — все как в песне «Если у вас нету тети». Если вы не привлекаете инвестиции, то можете себе позволить роскошь концентрации чисто на бизнесе. Подъем раундов — очень ресурсоемкая и энергозатратная штука. Куча времени уходит на общение с фондами, юристами, финансистами… И это, условно, в ущерб вылизыванию интерфейсов! К тому же, как только у тебя появляются инвесторы, тебе приходится тратить целые состояния на юридические счета, а в компании появляется, страшно сказать, борд директоров.
Также, конечно, намного легче даются b2b-продажи. Наши кассы Checkbox с недавних пор начали появляться практически во всех крупных торговых сетях Украины. Конечно, это — следствие в первую очередь того, что у нас вышел крутой продукт. Но, с другой стороны, все-таки у меня была возможность написать SMS собственникам, а не искать сложные выходы на «ЛПРов» (лица, принимающие решения — ред.).
Ну и, наконец, одним из главных отличий является то, как компания развивает свой продукт. Работая на одну страну, ты ограничен ее размером. А это значит, что тебе приходится все время расти вширь — выходить на смежные рынки, предлагать клиентам новые услуги. Но если ты строишь бизнес в мировом масштабе, то можно оставаться продуктовым монолайнером гораздо дольше.
Как видите, оба типа бизнесов имеют свои плюсы и минусы. К какому типу бизнеса стоит стремиться? Не буду оригинальным, пожалуй, лучший вариант — запуск бизнеса в Украине, как пилота, а затем выход на мировые масштабы. Благо, ниш вокруг немеряно, и украинские айтишники (в широком смысле слова) сейчас имеют прекрасную базу для их завоевания.
Автор: Дмитрий Дубилет, основатель Checkbox
Читайте также: