Анита из Алеппо. Как этнические армяне спустя сто лет после депортации возвращаются на родину из Сирии
В рамках совместного спецпроекта с Берлинской школой журналистики, посвященного беженцам, репортер НВ Саша Горчинская и фотограф Наташа Кравчук съездили в Армению и узнали, почему эта страна уже приняла множество беженцев из Сирии и как им помогает армянское правительство.
Возвращение домой
Более ста лет назад, в 1915-м, произошла одна из самых страшных трагедий армянского народа, которая вошла в историю как Геноцид армян, осуществляемый турецкими властями тогдашней Османской империи. В результате массовой резни, по данным армянской стороны, погибло до 1,5 млн армян. В Турции же и сейчас говорят о куда меньших цифрах — около 200 тыс, и отказываются признавать факт геноцида.
В результате репрессий тысячи армян были депортированы на территории Сирии. В частности, высланы в лагерь Дейр-эз-Зор в центре Сирийской пустыни без каких-либо средств для жизни и запасов еды. Те, кому удалось выжить, остались в Сирии. Так в этой стране сформировалась крупная армянская диаспора, в которой из поколения в поколение передавали друг другу традиции и культуру своего народа.
Самое большое сообщество армян в Сирии сегодня сосредоточено в столице — Алеппо. А в общей сложности до 2011 года в Сирии проживало, по разным оценкам, от 80-ти до 100 тыс армян. В марте 2011-го, когда в Сирии началась война, армянская диаспора стала возвращаться на историческую родину.

Армения тогда приняла сотни беженцев. Государство предложило им все условия для того, чтобы они могли начать новую жизнь на земле своих предков: армянский паспорт можно было получить всего за пару дней, для детей открывались специальные сирийские школы, студентам давали возможность бесплатно обучаться в армянских вузах, взрослым государство помогло с арендой жилья на первое время. Однако такие условия действовали только для лиц армянского происхождения. Сирийцам, не имеющим армянских корней, обосноваться в Армении легально гораздо сложнее.
Сегодня в самом центре Еревана, недалеко от площади Республики в неприметном подземном переходе работает небольшой рынок на восемь точек. Все торговцы тут — это мигранты из Сирии, которые переехали в Армению в разные года. Кто-то — до начала войны, кто-то — уже после. О Сирии им напоминает название рынка — он называется Алеппо, о чем свидетельствует небольшая вывеска на входе в переход. Торгуют, кто чем: это и украшения, и одежда, и еда собственного приготовления.
Анита
35-летняя Анита Баба Пилавян — одна из тех, кто работает на этом рынке. Сто лет назад ее предки выехали из турецкого города Шанлыурфа в Сирию. Несмотря на то, сколько времени прошло с тех пор, Анита все равно помнит свои корни и свое происхождение. Именно поэтому 16 лет назад вместе с мужем покинула Сирию и приехала в Ереван. И, хотя войны в Сирии тогда еще не было, она все равно ощущала, что там ей небезопасно. И хотела, чтобы ее дети росли на безопасной территории — в Армении.
«Я не была в Сирии уже 15 лет. После переезда в Ереван я возвращалась в Сирию лишь однажды, осталась там на неделю, гуляла. Убедилась за это время, что мне там некомфортно», — говорит Анита, принимая нас в своем маленьком магазинчике. Женщина разговаривает по-армянски, и понять друг друга нам помогает моя коллега, журналистка из Армении, которая переводит все на русский язык.

Соседка Аниты, с которой мы тоже договаривались об интервью, заболела и прийти не смогла. Чуть поодаль в этом же переходе торгует одеждой и обувью мужчина — тоже сириец. Правда сразу признается, что журналистов не любит, поэтому разговаривать с нами он отказался.
Анита говорит: с детства, всю свою жизнь ощущала себя так, будто бы она там — «среди чужих». Поэтому много лет мечтала уехать в Армению, на родину своих предков. После переезда в Ереван она она родила здесь двоих детей.
Там, в Сирии, и сейчас остались ее родственники. Она поддерживает с ними контакт по телефону, а если получается — то иногда общается по видеосвязи. Но это удается не всегда, так как в Сирии постоянно проблемы с электричеством, часто нет света. Женщина переживает за своих родственников и за то, какая судьба ожидает их в Сирии. Однако выехать оттуда, добавляет она, есть возможность не у всех. Поэтому многие остаются, несмотря на войну.
Вышивка
Армянские женщины, которые живут в Сирии, видят приоритетом для себя воспитание детей, а семьи обычно обеспечивает муж. Женщины же на работу не ходят, но активно занимаются домашними делами. Поэтому каждая девочка с малого возраста умеет шить и готовить — ее учит этому мать. Мальчики же с детства присоединяются к отцам, помогая им в их ремесле.
«Здесь, в Армении, нормально, когда дети играют друг с другом, проводят время на улице, куда-то ходят вместе с родителями. Там, в Сирии, все совершенно не так: если выдавалась свободная минутка, детей сразу приобщали к работе», — вспоминает Анита.
Там, в Сирии, все совершенно не так: если выдавалась свободная минутка, детей сразу приобщали к работе
Таким образом и она сама научилась шить и вышивать — знания ей передала ее мать. Рукоделие всегда было для Аниты хобби, но потом — два года назад — она подумала, что можно серьезно этим заниматься. Так год назад открыла точку на рынке. Теперь в ее маленьком магазинчике — футболки, кошельки, сумки, браслеты и броши. Многие вещи украшены национальной армянской вышивкой. Такая же футболка — и на Аните.
«Подтолкнула меня к этому война в Карабахе, а именно последнее обострение конфликта. Тогда я подумала, что неплохо было бы в те вещи, которые я делаю, добавить какие-то национальные мотивы», — объясняет Анита, показывая вышивку.
Национальная армянская вышивка называется Марах, также можно встретить такие варианты названий как Мараш или Мальтийская вышивка. В армянских семьях такой вышивкой украшали, к примеру, наволочки, покрывала и скатерти. Кроме этого, вышитые элементы традиционно использовались и в украшении одежды.

На то, чтобы вышить одну футболку, у Аниты уходят примерно сутки. Стоит такая работа 8000 армянских драмов — около 445 гривен. Футболки — унисекс, подходят как для мужчин, так и для женщин. Покупают их, в основном, иностранцы, но и сами армяне тоже интересуются работами Аниты. Пока мы общаемся, к ней в магазинчик периодически стучатся покупатели, которые спрашивают цену на сумки и кошельки.
В современной Армении среди молодежи сегодня модно устраивать фотосессии в национальных костюмах, рассказывает женщина. Для этих фотосессий берут наряды напрокат и нанимают профессиональных фотографов. В повседневной же жизни носить такие костюмы с большим количеством элементов — не удобно. Поэтому Анита решила адаптировать армянские народные мотивы в повседневные образы. И вышивка пришла ей в этом на помощь.
«Моя дочь помогает мне: выбирает цвета, узоры для вышивки. Шить она еще не умеет, но ей и не нужно обязательно выбирать этот путь, как приходилось нам в Сирии. Здесь, в Армении, у детей — больше возможностей для самореализации», — рассуждает Анита.
В какой-то мере она даже завидует своей дочери в том, что в ее жизни — больше свободы и перспектив. Рассуждая о Сирии, говорит, что эта страна — не плохая, просто не комфортная лично для нее.
«В каждой стране можно найти как плюсы, так и минусы. Но не стоит отчаиваться. Всегда можно найти выход. Главное — искать его», — резюмирует Анита.
This research was supported by the German Federal Foreign Office and Berlin Journalism school in the framework of #CivilSocietyCooperation