Офисные решения в борьбе за экономию пространства
Гибридная работа не похоронила офисы, она привела к резкой трансформации офисного пространства. Кабинеты и open space уступили место гибким офисам формата Activity Based Working. Что за новый формат и чем он выгоден?
Инвестиции в офисное пространство — болезненная тема для владельца любого бизнеса. Фактически собственник вкладывает средства в стены, мебель, освещение и текстиль, которые сами по себе денег не приносят. Прибыль приносят люди, работающие в этих стенах.
Чем отличается концепция ABW-офиса
Цифровые технологии отменили зависимость офисного работника от стационарного рабочего места. Гибридная работа предусматривает пребывание сотрудника в офисе по мере необходимости: постановка задачи, согласование условий, переговоры, встречи с коллегами и клиентами, презентации, тренинги, сдача проекта.
Сотрудники не закреплены за столами в кабинетах или кабинками в шумном open space. Каждый выбирает место для работы или отдыха по настроению и сути поставленной задачи. Персональное рабочее место заменяет офис в целом. Сотрудники заранее резервируют переговорные и конференц-зал; работают за общими и индивидуальными рабочими столами, на диванах, пуфах, в креслах, изолированных капсулах, на летних террасах и в зимних садах.
Читайте также: Без отрыва от семьи. Как украинские компании обеспечивают сотрудникам баланс между работой и домом — рейтинг работодателей
Исследование Технологического университета Делфта подтвердило позитивное влияние офисной среды в формате ABW на производительность компании. И определяющую роль дизайна в создании корпоративного коворкинга с hybrid-remote форматом.
Как создают ABW-офисы
Задача дизайнеров — предвидеть тренды; создать среду, в которой не будет скучно и дискомфортно на протяжении нескольких лет. Гибкий офис совмещает помещения для сосредоточенной работы в одиночестве, коллективных мозговых штурмов, плодотворного формального и неформального общения с коллегами, полноценного отдыха.
В дизайн-проекте ABW-офиса учтена каждая деталь. Цвета и линии освещения задают интуитивно понятную логику зонирования помещений. Климат-контроль и шумоизоляция создают комфортные условия для работы вне зависимости от сезона и количества сотрудников в офисе. Циркадная инсоляция поддерживает нормальные биоритмы в любое время суток. В любой точке офиса — устойчивый онлайн-доступ и зарядные устройства.
Конфигурация коворкинга сама направляет сотрудников в зоны максимально эффективной работы в данный отрезок времени. Нужно сосредоточиться — есть капсулы с тотальной звукоизоляцией и визуальным укрытием. Нужно подзарядиться энергией и отвлечься — от стойки бара доносится аромат свежезаваренной арабики, а на террасе расцвели цветы. Био-композиции, арт-объекты, ироничные детали снижают градус напряженности, минимизируют стрессовые ситуации.
ABW пространство не просто меняет цвет стен, планировку и мебель. Изменяются поведенческие привычки персонала: каждый чувствует себя членом единой мощной команды, понимает значимость своей задачи, ценит личный комфорт, обеспечивает комфортную среду для реализации проектов своих коллег. Отсутствие персонального рабочего места не означает отсутствие персонификации. В шкафчиках и на полках сотрудники хранят личные вещи, фото, растения, любимые канцелярские принадлежности.
Гибкий офис удерживает таланты
Удаленная работа повысила конкурентную борьбу за лучших из лучших. Доказано лидерами e-commerce: комфортная среда обитания вне дома притягивает сотрудников надежнее высокой заработной платы. Для многих сам факт причастности к статусной компании, доступ в «инстаграмный» офис становится решающим мотивом для подписания трудового контракта.
В компаниях с well-being атмосферой и гибридным рабочим графиком сотрудники предпочитают Zoom-конференциям живое общение с коллегами в корпоративном креативном коворкинге. В отличие от классических кабинетов и обезличенных кабинок open space, концепция ABW расширяет корпоративные контакты, сокращает сроки реализации проектов.
Снижение расходов на содержание офиса
До пандемии 40−60% офисного пространства попросту не использовались компаниями. По данным представленного на Big Easy Workplace Summit отчета переход на Activity Based Working с перепланировкой офиса сэкономил крупной компании свыше $300 тысяч за год:
- в свободном доступе применили коэффициент 1,25 сотрудника на одно рабочее место;
- вместо конференц-залов на 150 мест установили переговорные 6м².
Дизайнеры оптимизируют офисное пространство с помощью BIM-моделирования: учтена эргономика, логистика трафика, безопасность, личный комфорт. В процессе проектирования учитывают статус визитеров, расчетное количество посетителей и сотрудников, размещение административно-хозяйственных служб, минимальное количество мест для интенсивной работы.
Гибкий офис экономит от 30% пространства. Это оплата аренды, отопления, коммунальных услуг, инженерного обеспечения, меблировки, клининга, охраны. Каждый метр гибкого офиса функционален.
Повышение производительности
Microsoft перестроил свои офис в Амстердаме и Сиднее в гибкий формат: общее рабочее пространство, аудитории, deep zone, silence капсулы, открытые и крытые обеденные зоны, игровые, комнаты отдыха. Расходы на содержание недвижимости сократились на 30%, производительность команды выросла на 25%.
Финансовая компания ANZ после внедрения гибкой концепции своей штаб-квартиры в Мельбурне увеличила выручку на $50 млн. В формате ABW работают Google и Amazon. В Киеве формат корпоративного коворкинга тоже активно реализуется. Так примером служит офис Parimatch Teсh.
Гибкая адаптация офисного пространства под нужды персонала и посетителей не требует значительных расходов, экономит квадратные метры, сокращает оплату аренды и коммунальных услуг, повышает производительность, удерживает лучших сотрудников. А главное — приносит прибыль.