50 тысяч звонков на 103 в сутки. Почему долго едут «скорые» и как COVID-19 этой волны рекордно загрузил экстренную медпомощь
Во время новой волны COVID-19 украинские медики и система здравоохранения переживают свою исторически максимальную нагрузку, заявил руководитель экспертной группы по предоставлению экстренной медицинской помощи Директората медицинских услуг Минздрава Александр Данилюк.
В эфире Радио НВ эксперт Минздрава объяснил, когда нужно вызывать «скорую», почему бригады опаздывают к пациентам с инфарктами и инсультами, а также о том, как можно помочь медикам.
Александр Данилюк
Руководитель экспертной группы по вопросам предоставления экстренной медицинской помощи Директората медицинских услуг МОЗ Украины
— Глава Всеукраинского объединения пассажирских перевозчиков Игорь Житинский, комментируя отказ водителей от вакцинации, сказал эмоциональную фразу «потому что вы этими вакцинами нас ведете на убой». Я хотел бы, чтобы вы отреагировали.
— К сожалению, псевдоинформация и фейки сейчас массово ведут людей на убийство. То, что сейчас происходит в системе здравоохранения — это исторические максимумы нагрузки на медицинскую систему. Ежедневно 400−600 погибших — это результат, по сути, той дезинформации, которой обманута часть населения и не участвует в вакцинации.
x
— Какое количество вызовов скорой помощи приходится именно на больных COVID-19?
— За последнюю неделю за медицинской помощью обращались по номеру 103 более 50 тысяч звонков в сутки. В доковидное время таких звонков было 25 тысяч, то есть сейчас половина звонков прямо или косвенно связана с COVID-19. 40% звонков заканчиваются выездом бригады экстренной медицинской помощи — 20 тысяч выездов бригад ежесуточно. Это чрезвычайно большие показатели, так как в доковидное время количество выездов бригад было около 12−13 тысяч.
Читайте также:
- «Наши реалии». Во Львове возле больницы, в которой принимают больных COVID-19, выстроилась очередь из скорых
- В Киеве возле Александровской больницы выстроилась очередь из скорых с больными COVID-19 — видео
— Насколько увеличилась нагрузка на бригады скорой помощи, задействованные в реагировании на COVID-19?
— Нагрузка выросла вдвое. Это исторические максимумы — больше, чем было у нас в марте. Также нужно учитывать то, что выезд бригады к пациенту с коронавирусом занимает значительно больше времени и ресурсов, чем на большинство вызовов экстренной медицинской помощи, потому что правила инфекционного контроля несколько иные. Поэтому прогрессивно растет время, которое бригада находится в работе и увеличивает время ожидания пациентом прибытия самой бригады. Затем время ожидания в больнице, ведь они часто не успевают быстро принять большой поток пациентов. Это приводит к перегрузке. Это пандемия невакцинированных по существу.
— Но ведь вакцинированные люди также болеют COVID-19.
— Незначительный процент и обычно они не попадают в больницы, не гибнут от COVID-19.
[Среди представителей выезжающих на вызовы бригад] вакцинированы 80%. Медики имеют один из самых больших показателей вакцинации. Это позволяет сохранить медицинскую систему в боеспособном состоянии. Но медики — тоже люди и такая перегрузка, которая сейчас происходит, практически критическая.
— Есть ли случаи, когда бригада не приедет по вызову?
— Начнём с того, что экстренная медицинская помощь — не такси. Вызвать, чтобы к тебе приехала медицинская бригада — это так не работает во всем цивилизованном мире. Диспетчер определяет алгоритм опроса, есть ли показания для направления к пациенту бригады экстренной медицинской помощи. Если таких показаний нет, то бригада не направляется. Об этом звонящему сообщает диспетчер экстренной медицинской помощи.
Во многих случаях бригады не успевают вовремя прибыть к пациенту, который находится в неотложном состоянии. Это серьезно и небезопасно. Кстати, количество инфарктов инсультов растет на фоне COVID-19. Это мы видим по заполненности больниц. За последние полтора года значительно возросла заболеваемость другими сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Читайте также: Семь симптомов COVID-19, которые могут остаться с вами навсегда. Даже после выздоровления
— Это побочные эффекты?
— Да. COVID-19 влечет за собой осложнение. Пациенты в реанимациях умирают от осложнений: тромбоэмболии легочной артерии, инсультов и инфарктов. Идут вторичные осложнения от течения коронавирусной инфекции.
— Насколько квалифицированы диспетчеры, которые принимают вызовы? Являются ли они медиками?
— В Украине диспетчерами работают медицинские работники. Они квалифицированы, они работали в системе экстренной медицинской помощи и в COVID-19. По алгоритму диспетчеризации, утвержденному в начале 2020 года, они работают второй год по существу. Диагностика и алгоритм опроса хорошо отработаны. Конечно, есть человеческий фактор, который может в определенной степени влиять.
Читайте также: Десять главных симптомов штамма Дельта. И да, они могут отличаться от «классического» COVID-19
Люди должны знать четкие критерии обращений кмедицинской помощи. Они достаточно просты во время пандемии. Если заболел COVID-19, то следует звонить своему семейному врачу, а не 103. На 103 нужно звонить в случае осложненного течения болезни. Осложненное течение — это не температура 38 или 39 градусов, не головная боль или еще что-то, сопровождающее течение острой респираторной инфекции. Осложненное течение — это появление одышки, боль в грудной клетке, потеря сознания, другие желудочно-кишечные проявления, обезвоживание, сатурация 92 и менее.
— Случаются ситуации, когда врачи не принимают человека, несмотря на признаки тяжелой формы COVID-19, потому что нет ресурсов в больнице. С подобными случаями, как часто сейчас медики сталкиваются?
— К сожалению, очень часто. Когда больницы, которые определены для лечения больных, заполняются, а следующая очередь еще не открыта. В таких случаях часто бригады оказывают кислородную поддержку на месте происшествия, но они не могут оставаться у пациента, потому что есть следующие вызовы.
— Нужна ли психологическая помощь медикам?
-— Конечно. Медики — это воины на медицинском фронте. Конечно, психологическая разгрузка очень нужна. Но самое нужное медикам — разгрузить их физически — вакцинироваться.