Нехватка программистов и IT-образование в Украине: как сделать лучше
Количество специалистов, которые работали в IT в Украине по состоянию на первый квартал 2021 года, превысило 212 тысяч человек. А это +16% к показателю аналогичного предыдущего периода.
Увеличился соответственно и экспорт IT-услуг, но вот с уровнем квалификации кадров в нашей стране пока не все так хорошо. Давайте посмотрим, что с этим можно сделать.
Проблематика
Экспорт IT-услуг, по итогам 2020-го, принес украинской экономике свыше $5 млрд и стал самой большой категорией в экспорте услуг в стране. Тенденция к увеличению объемов сохраняется в текущем году. Раз есть спрос, то и рынок труда здесь же ожил. Тем более, зарплаты в IT сейчас ощутимо выше, чем во многих других сферах.
Однако потребность в кадрах на рынке превышает количество выпускником вузов по IT-специальностям примерно в два раз. Поскольку новых специалистов существенно не хватает, уже работающих в компании сотрудников пытаются удержать разными способами, что не всегда положительно сказывается на качестве работы.
Почему в Украине существует кадровый голод в IT? Причин несколько:
Профильные министерства за трансформацию системы ІТ-образования
В июле этого года представители Министерства образования и науки (МОН) и Министерства цифровой трансформации (Минцифры) сказали, что развитие образования в сфере информационных технологий является общим приоритетом. Об этом шла речь на одном из заседаний рабочей группы по реформированию ИТ-обучения. К обсуждению ключевых вопросов также присоединились представители Офиса Президента, Верховной Рады, более 100 профильных экспертов, бизнес-ассоциации, IT-кластеры и общественные организации со всей Украины.
Главная цель была — создать концепцию трансформации системы IT-образования. Она должна помочь справиться со следующими сложностями:
- темпы подготовки ІТ-специалистов не удовлетворяют спрос рынка и сдерживают рост ІТ-сектора;
- качество подготовки ІТ-специалистов не всегда соответствует потребностям рынка, а образовательные программы не охватывают перспективные технологии;
- Украина не реализует потенциал в ІТ-образовании из-за системных проблем на каждом этапе подготовки специалистов;
- низкое качество преподавания математики на уровне среднего образования имеет неблагоприятное влияние на подготовку ІТ-специалистов.
Как бизнес может помочь государству?
Уровень айтишников зависит не только от системы образования, но и от того, в какую компанию после учебы попадут новоиспеченные кадры. Как «погружают» в работу новенького именно у вас? Проинспектируйте этот этап и при необходимости усовершенствуйте его. Здесь помогут стажировка, кураторство и другие подходящие методы. Главный вопрос, на который стоит ответить, — во сколько мне обходятся поиск нового сотрудника и некачественное погружение в работу. Цифры покажут, что важно аккуратно и правильно заводить специалиста в коллектив, чтобы он хотел остаться у вас надолго.
Также руководители ІТ-компаний могут:
- Участвовать в хакатонах — недавно публиковал цикл статей о том, как это организовать. Есть опыт проведения, обращайтесь, расскажу все подробно.
- Помогать обучающим платформам. К примеру, сейчас Prometheus ищет талантливых специалистов, которые хотят и могут обучать других, поскольку планирует создать ряд онлайн-курсов в сфере IT. Среди интересующих направлений — Data Science, Javascript (Front-end), программирование на Ruby, .NET (Back-end), Java и автоматизированное тестирование (QA).
Еще можно собственным примером приобщать школьников к миру ІТ. Здесь все зависит от вашего желания и загруженности. Но, думаю, вполне получится найти время на небольшие презентации, к примеру, в специализированных гимназиях, лицеях и колледжах. Когда дети слышат информацию о специальности от того, кто в ней работает, да еще и добился хорошего результата, они загораются желанием попробовать.
Уверен, если постарается и государство, и бизнес, в ближайшие пять — семь лет мы увидим молодых специалистов более высокого уровня и со знаниями, максимально приближенными к практике.