Дистанционная работа: о чем нужно знать работодателю
Чтобы продолжать бизнес в условиях пандемии, работодатели переводят работников на удаленные формы работы: дистанционную или надомную. Узнайте, чем эти формы отличаются друг от друга и как правильно оформить дистанционного работника.
Чем дистанционная работа отличается от надомной?
С 27 февраля 2021 года в Украине введены две самостоятельные формы организации труда: дистанционная и надомная.
Дистанционные работники могут работать в любом месте по своему выбору. В то же время они должны быть на связи с работодателем с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Надомный работник может работать по месту жительства или в других определенных им местах вне помещений работодателя. Для такой работы характерна закрепленная рабочая зона или технические средства, например инструменты, принадлежности для производства продукции, оказания услуг или иной деятельности. Надомный работник «привязан» к указанному в трудовом договоре адресу и может изменить его только с разрешения работодателя.
Режим работы — еще одно отличие. Надомный работник обычно соблюдает общий режим работы предприятия. Тогда как на дистанционного правила внутреннего трудового распорядка не распространяются. Он/она распределяет рабочее время по своему усмотрению — может работать хоть рано утром, хоть поздно вечером.
При обеих формах удаленной работы действуют нормы продолжительности рабочего времени:
- нормальная продолжительность — до 40 часов в неделю;
- сокращенная (для определенных категорий работников) — до 24 или 36 часов в неделю.
Дистанционному работнику гарантируется период свободного времени для отдыха и питания — период отключения. В это время он может не отвечать на сообщения или телефонные звонки работодателя.
Дистанционщик самостоятельно отвечает за соблюдение безопасных и здоровых условий труда на рабочем месте. Однако вы должны проводить инструктажи (дистанционно или очно) по безопасному использованию оборудования и средств, рекомендованных или предоставленных вами.

Какая работа может выполняться дистанционно?
Законодательство не определяет перечень работ, которые могут выполняться дистанционно. Работодатель самостоятельно решает, может ли работа выполняться за пределами предприятия.
Например, если это продажа товаров в магазине или производство на заводе — работники могут работать исключительно на территории предприятия.
Однако если это административная работа, которую вполне допустимо выполнить вне помещений работодателя, вы можете перевести работника на дистанционку.
Кроме того, по возможности и наличии ресурсов закон позволяет переводить на дистанционную работу:
- беременных женщин;
- работников, имеющих ребенка в возрасте до трех лет или осуществляющих уход за ребенком в возрасте до шести лет (по медицинским показаниям);
- работников, имеющих двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью;
- родителей или опекунов ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы;
- работников, в отношении которых на рабочем месте были совершены действия с признаками дискриминации — временно на два месяца.
Как оформить дистанционного работника?
Вновь принятые работники могут работать дистанционно после заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме.
Если вы вводите временный дистанционный режим работы для тех, кто уже работает, например на время эпидемии/пандемии, закон позволяет сделать это с помощью приказа (распоряжения).
Также это исключение распространяется на время:
- самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством;
- угрозы вооруженной агрессии;
- чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера.
Вы должны ознакомить работника с приказом в течение двух дней со дня его принятия, но до введения режима дистанционной работы.
Помните! Перевести работника на дистанционную работу можно только с его согласия. Перевод по вашей инициативе будет считаться изменением существенных условий работы, о чем работников необходимо уведомлять за два месяца.
Что необходимо указывать в договоре о дистанционной работе?
С 16 июля 2021 года действует типовая форма трудового договора для дистанционной работы.
Вы должны определить в договоре:
- наименование работы, профессии или должности работника;
- трудовые функции;
- сроки действия договора;
- условия оплаты труда;
- продолжительность рабочего времени и отдыха;
- порядок и сроки обеспечения оборудованием, программно-техническими и другими средствами и/или размер, порядок и сроки выплаты работникам компенсации за использование принадлежащих им или арендованных ими средств и других возмещений расходов;
- порядок и сроки предоставления отчетов о выполненной работе;
- способы коммуникации между работником и работодателем и т. д.
Как оплачивать дистанционную работу?
Если вы не договорились с работником о другом, удаленная работа предусматривает оплату труда в полном объеме не реже двух раз в месяц.
Кто обустраивает «домашний офис» для дистанционной работы?
Работодатель должен обеспечить дистанционного работника оборудованием и средствами для выполнения профессиональных обязанностей. Непременно безопасными и в надлежащем состоянии. Также вы организуете установку и обслуживание средств и оплачиваете расходы. Работник отвечает материально за их недостачу или повреждение.
Если подчиненный использует собственные средства для нужд предприятия, стоит договориться с ним о размере и порядке возмещения их износа (амортизации), расходов на использование (электроэнергия, интернет, замена расходных материалов).
Отличаются ли права дистанционного работника от прав тех, кто работает в помещениях работодателя?
Нет, работники на дистанционной работе имеют те же трудовые права — с учетом специфики дистанционной работы, указанной в трудовом договоре. Как и прочие наемные работники, они могут идти в ежегодный отпуск, открывать больничный и т. д.
Больше узнайте в материале «Задекларована праця = трудові й соціальні права».
Как оформить возвращение дистанционных работников в помещения работодателя?
Если вы ввели режим дистанционной работы приказом на время карантина, после его завершения (или при необходимости ранее) работники могут восстановить обычный режим работы.
Для этого работники должны написать заявление, а вы — издать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и восстановлении обычного режима работы, указав:
- причину изменения режима работы: окончание карантина, отмена ограничительных мер, возобновление работы транспорта и т. д.;
- дату прекращения дистанционной работы;
- дату выхода работников на работу;
- перечень работников с указанием их должностей;
- порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.
Если работники решили продолжать работать удаленно, они пишут об этом заявление. В случае согласия работодатель на основании заявления издает приказ.
За дополнительной информацией обращайтесь в Государственную службу Украины по вопросам труда.
Кампания «Виходь на світло!» реализуется при поддержке проекта «На пути к безопасному, здоровому и задекларированному труду в Украине», который финансируется ЕС и исполняется Международной организацией труда.
