Артур Пройдаков: Читая произведения украинской литературы, мы познаем себя
Лучший учитель Украины 2021 по версии Global Teacher Prize Ukraine подумал о том, как сделать чтение модным и как выработать у взрослого человека привычку проводить с книгами как можно больше времени.
Продолжаем серию интервью с известными украинцами, посвященную проекту «30 знаковых книг нашей Независимости». Почему важно популяризировать чтение, узнавайте из интервью с преподавателем украинского языка и литературы Артуром Пройдаковым.
— Что для вас означает выражение «преподавать литературу»?
— «Преподавать литературу» — это быть экскурсоводом или проводником в мир литературы. А это предполагает погружение в литературные реалии, художественные пространства, созданные писателями. От преподавателя литературы самом деле многое зависит: речь идет о первом знакомстве с классическими произведениями и их анализом и восприятием.
— Школьная программа литературы, по которой учились вы, и та, по которой сейчас преподаете, очень различаются. Каких авторов для себя открыли, благодаря этим изменениям в программе? Чьи произведения поразили?
— Открыл целый пласт интересной подростковой литературы. «Таємне товариство боягузів» Леси Ворониной, «Митькозавр з Юрківки» Ярослава Стельмаха сразу приходят в голову. Рад, что сейчас в программе есть новелла «Valse Melancolique» Ольги Кобылянской, что ярко представляет современные тенденции украинской литературы, а также ставит вопрос эмансипации и феминизма. Это не шаблонное представление о классической школьной программе по литературе. Рад, что в 11 классе дети имеют возможность читать «Місто» Валерьяна Пидмогильного и «Майстер корабля» Юрия Яновского. Как по мне, эти произведения очень резонируют с настроениями выпускников, их ожиданиям на покорение новых вершин по завершении школы.
— Давайте с точки зрения педагогики и психологии подумаем над тем, как более эффективно популяризировать чтение: приучать к нему детей или напоминать взрослым о его пользе?
— Прежде всего, надо реализовывать программу популяризации чтения на государственном уровне. Речь идет и о финансировании библиотек и их трансформации как культурно-образовательных хабов, и о поддержке магазинов (особенно во времена локдаунов). Стоит привлекать различные организации к продуманной пиар-кампании, приглашать блогеров к сотрудничеству. Стоит сделать так, чтобы книги, писатели и люди, читающие книги, стали в мейнстриме информационных поводов, были героями СМИ. Если дети будут видеть примеры успешных людей, которые будут акцентировать, что достигли успехов в том числе и благодаря книгам, то нам (учителям) легче будет убедить ребенка ознакомиться с тем или иным произведением. И конечно, следует говорить о примере родителей. Если дома книжки не на первом месте, а являются лишь элементом декора, то повлиять на ребенка мотивацией к чтению станет намного сложнее. Поэтому популяризация чтения, на мой взгляд, должна осуществляться параллельно и в сотрудничестве со взрослыми, и в привлечении детей.
— По вашему мнению, в чем сила современной украинской литературы?
— В том, что мы можем читать о современных реалиях или открывать историческую правду, смотреть на мир сквозь собственный украинский современный взгляд. А этот взгляд может быть и критическим, и сквозь розовые очки. Читая современные произведения украинской литературы, мы узнаем лучше самих себя, смотрим в своеобразное зеркало, замечая что-то новое в собственном отражении.
— Помогает ли ее продвижению, скажем, музыкальная или блогерская деятельность писателей и писательниц, на ваш взгляд?
— Сегодня информационный мир меняется ежесекундно. Алгоритмы такие, что без присутствия в соцсетях, в информационном пространстве мы теряем способность коммуницировать, знакомиться с миром и собственно презентовать себя всему миру. Поэтому, безусловно, любое проявление активности на различных Интернет-площадках является важным шагом на пути продвижения культурной деятельности.
— Что труднее преподавать: язык или литературу?
— Мне лично труднее преподавать язык. Дело в том, что изучение языка — это ознакомление с правилами. Да, можно придумывать интересные формы работы и учебной деятельности, но правила остаются правилами. И здесь не работает поговорка о том, что правила существуют для того, чтобы их нарушать! Поэтому на уроках языка мы так или иначе, но остаемся в парадигме теоретических знаний, хотя на самом деле я очень стараюсь находиться именно на линии соединения языковых правил с реальной жизнью. А вот на уроках литературы правил меньше, вариантов прочтения произведений и восприятия текстов — немало. Поэтому каждая мысль ученика или ученицы имеет право на существование, и это действительно очень важно.
— У вас есть собственные советы, как взрослому человеку читать больше?
— Устраивать себе определенный challenge — читать минимум полчаса в день (ставить таймер на телефоне), отчитываться публично в соцсетях о прочитанных текстах (создавать небольшие отзывы или рецензии), выбирать для прочтения определенные категории текстов (лауреаты премий, экранизации, по году написания и т. д.). Желательно не останавливаться на одной категории книг, каждый раз добавлять какие-то новые типы изданий, чтобы знакомство с литературой не было однобоким. Советую также читать, делая заметки к текстам (или карандашом в бумажном варианте, или выделять цветом цитаты в электронном варианте). После прочтения обязательно пересмотрите эти заметки и вы сможете заново почувствовать важность тех или иных эпизодов, осознать ценность цитат.
— Какие книги из ТОП-100, кроме Андруховича, Издрика и Жадана, можете назвать знаковыми в контексте культурологическом, литературоведческом?
— Рейтинг вообще невероятный. Призываю к ознакомлению со всеми произведениями. Однако лично могу считать знаковыми следующие книги:
- Вахтанг Кипиани «Справа Василя Стуса» — о цене справедливости и актуальности борьбы за истинные ценности.
- Тамара Гундорова «Післячорнобильська бібліотека. Український літературний постмодерн» — о трактовке современной украинской литературы, современных смыслах взгляда на литературу вообще; это важнейший источник информации, особенно для студентов-филологов и преподавателей.
- Юрий Винничук «Танго смертi» — о художественной силе автора переносить читателей к жестокому миру насилия и войны.