Зачем регистрировать торговую марку, и при чем здесь этика
Опыт в бизнесе учит разным навыкам: постоянно учиться; уметь договариваться; правильно ставить ТЗ и проверять его выполнение; стараться максимально быстро и понятно излагать свои мысли и, наконец, защищать свои идеи.
Как защищать? Например, патентовать и вести переговоры. Комбинации навыков в ситуациях, когда речь идёт о защите интеллектуальной собственности, могут быть разными. У меня есть много примеров, приведу один выдержанный, и два — совсем свежих, хотя выводы от срока давности примеров не меняются.
Постоянно учиться (в том числе и на ошибках конкурентов):
Договариваться
Однажды мы строили торговый центр. А название, как принято в маркетинге, желательно обозначать для целевой аудитории задолго до старта кампании и открытия объекта. Потому как появление в сознании потребителя ещё одного имени — это дополнительные усилия на то, чтобы его а) запомнить, б) полюбить. Усилия, а значит, — время. И вот мы придумали несколько гениальных названий, одно из которых быстро пошло в работу. А ещё два удачных на всякий случай мы запатентовали. Логика была простая — иметь наготове прочный нейминг для возможного будущего объекта.
И вот через какое-то время в столице началась рекламная кампания другого нового торгового центра. Название у него было прекрасное, а именно — одно из тех, которые мы накануне запатентовали. Гнев, возмущение — именно такой была наша реакция. И было удивительно, что конкурент не подумал проверить, существует ли такая торговая марка, есть ли у кого-то права на ее использование.
Тогда мы решили погасить эмоциональную составляющую возможного конфликта, немного подождали и сообщили конкуренту две новости. Хорошую — о том, что название действительно отличное, мы знаем, мы делали фокус-группы; и плохую — права на это название у нас. Money makes the world go round: мы достаточно быстро договорились, передав право пользования торговой маркой в пользование конкурента за приемлемое для сторон вознаграждение.
Правильно ставить ТЗ. Проверять его выполнение
В рамках работы агентства, которое занимается популяризацией культуры бизнес-стендапа, у нас есть такая услуга как курс юмора и импровизации. Это очень камерный и родившийся в результате ряда маркетинговых экспериментов продукт. На него есть спрос у клиентов из бизнеса. Состоявшиеся менеджеры и руководители, которые в какой-то момент поняли, что для успешной коммуникации теперь нужно немного больше, чем хорошо разбираться в теме, приходят научиться импровизировать, реагировать, завязывать знакомства и прокачивать другие подобные навыки. Для продвижения этого продукта мы использовали тщательно выверенный текст, конечно же, фото — для наглядности и передачи атмосферы занятий.
И вот в прошлом месяце на глаза попался сайт, который является калькой нашего. Ребята «придумали» такой же продукт, «написали» такой же текст и «сделали» такие же как у нас фото, даже с теми же людьми в кадре. Совпадение? Этика? Профессиональный подход? Мы удивились, что такое ещё возможно и написали нашим инновационным конкурентам сообщение в стиле «удивленно поднимает бровь». Сообщение отправили в личку.
Сегодня в социальных сетях очень часто можно встретить рассказы/жалобы на то, что кто-то что-то сделал не так. Авторы пишут подобное в поисках коллективной поддержки и коллективного же порицания, привлекая тем самым внимание своей аудитории к негативу. Мы решили не идти по этому пути. Зачем делать известным чужой продукт, который по сути является не продуктом, а его эрзацем? Пусть продвигаются самостоятельно.
В результате переписки выяснилось, что конкурент-то сам очень хороший человек, и воровать наш контент он вообще не планировал. Больше того, — эта идея возникла еще в эпоху палеолита, просто руки не доходили ее реализовать. А теперь вот дошли, и он дал задание подрядчику сделать такой же сайт как у нас. Как ТЗ поставил, так подрядчик и сделал, — просто скопировал. И они благополучно анонсировали его запуск. Такая вот история. Контент в итоге заменили, перед нами извинились. До конфликта дело не дошло, но за ТЗ и его исполнение — неуд.
Учитывать контекст. Придерживаться этики
В агентстве мы делаем несколько типов событий — закрытые ивенты, большие мероприятия, которые по составу гостей и спикеров больше похожи на конференции, но по атмосфере — на дружеские вечеринки, и камерные тематические ивенты. Последние помогают привлечь профессиональное сообщество и создать уникальную атмосферу, когда о серьёзных вещах можно говорить в ироничной форме, при этом быть искренними и даже заводить полезные профессиональные знакомства в максимально органичной среде. Приглашаем только топовых спикеров, и наши гости и партнеры это ценят. Таких тематических событий в этом году мы уже несколько провели, все прошли успешно. И вот анонс очередного ивента застал нас врасплох. Оказывается, есть событие, организаторы которого начали использовать такое же название вот уже как пару лет. И нам пришло сообщение, в котором немного сбивчиво, и достаточно эмоционально организаторы другого ивента сообщали, что так нечестно, и как мы могли не промониторить название, и что у них «кампания идет».
В этой всей истории есть один нюанс — ни мы сейчас, ни они два года назад не подали эту торговую марку на регистрацию. Можно ли было проигнорировать? Да. Потому что это достаточно условное нарушение чужих прав, больше в плоскости этики. Нужно ли было игнорировать? Нет, потому что этика важна. Мы все живем в социуме, к которому предъявляем повышенные требования: хотим чтобы нас любили, уважали и признавали наши права. Значит, важно делать это симметрично.