«Я не имею дела с дерьмом». Икона арт-мира Марина Абрамович о жизни без секретов и трат времени на «херню» — интервью НВ
Марина Абрамович — одна из самых важных современных художниц. Всемирно известной ее сделали перформансы, предполагавшие максимальное физическое и ментальное напряжение с ее стороны.
К 80-летней годовщине трагедии в Бабьем Яре в Киеве она создала Кристальную стену плача, основу которой составили уголь с востока Украины и кристаллы из Бразилии.
Главный редактор Радио НВ Алексей Тарасов поговорил с Мариной Абрамович о «женщинах-ведьмах», скандале вокруг Мемориального центра Холокоста Бабий Яр, телепатии, политическом искусстве, любви к себе и херне, на которую мы тратим слишком много времени.
x Слушайте подкаст на эту тему
— Давайте сначала поговорим о вашей новой работе — Кристальной стена плача, которую установили в Киеве в Бабьем Яре. Как возникла эта идея? Какой была ваша логика?
— Сначала [художественный руководитель Мемориального центра] Илья Хржановский пригласил меня посетить Бабий Яр. О Бабьем Яре можно было прочитать что-то в прессе и научных трудах, но увидеть его своими глазами — это совсем другое. Когда я приехала впервые, там не было вообще ничего: только несколько старых зданий, еврейское кладбище, часть психиатрической клиники и церковь. А с другой стороны был самый обычный на вид парк. В нем гуляли люди с детьми, бегали собаки, влюбленные целовались на скамейках, дети плакали. Глядя на это, невозможно было даже представить, что на самом деле там произошло. А потом мне показали ту часть Бабьего Яра, где происходили убийства. Там так много деревьев — кажется, что деревья растут прямо из тел умерших. Эта территория полна жизни — таким было мое первое впечатление.
В свой следующий приезд я уже знала гораздо больше о том, что случилось. Тогда я подумала о Стене плача в Иерусалиме и стала представлять, как на уровне мысли или концепции она могла бы идти до самого Бабьего Яра. Я поняла, что мой проект должен быть об исцелении. Перед нами история, которой 80 лет. Большую часть времени ее скрывали — к этому были причастны и русские, и украинцы, и, конечно же, нацисты. Это очень мрачный период. Вокруг самого факта убийств столько тайн, что уйдут годы на то, чтобы докопаться до правды. Я подумала: хорошо, что бы ни случилось, нам нужно исцелиться от этих воспоминаний, от этого прошлого. Так у меня возникла идея воздвигнуть эту стену.
Тогда возник вопрос о том, из чего стена будет построена. И я решила, что это должно быть что-то очень темное. В Украине добывают уголь, а уголь — это же как черная дыра, и из этой черной дыры должно исходить что-то светлое, яркое, позитивное. Так я подумала о кристаллах. Когда их достают из шахт, они покрыты углем. Прежде чем появится кристалл, его нужно очистить от угля. Для меня стало очевидно, что я должна использовать два этих природных элемента. Мне очень понравилась идея объединить тьму и свет.