Когда его не станет. Может ли существовать путинская Россия без Путина — пять тезисов Маши Гессен
Путинизм в России невозможен без президента РФ Владимира Путина, говорится в колонке журналистки Маша Гессен на НВ.
«И в этом отличие бандитского мафиозного государства от тоталитарного. […] Бандитское государство — в нем все на „пахане“ зациклено. Это то, что очень важно понимать об устройстве российской власти», — утверждает Маша Гессен и предлагает пять тезисов о настоящем и будущем путинской России.
1. Путин — политик, который уже 22 года пытается вернуть людей в прошлое. «Как и большинство тех авторитарных популистов, которых мы видим сейчас по всему миру, он пришел к власти с обещанием: я вас верну в воображаемое прошлое», — отмечает журналистка.
2. Общество в РФ уже имеет тоталитарную форму, хотя власть в России — не тоталитарная, а бандитская.
3. В Российской Федерации власть персонализирован, сейчас путинизм невозможен без Путина. Однако это не означает, что когда Путина не станет, кто-то не попытается встать на это место и воспроизвести «путинизм без Путина».
4. Путин — источник всей власти и всех денег держателей путинского капитала. И так как он единственный собеседник для каждого из них, между этими людьми нет никакой солидарности.
«Американские надежды на то, что когда-то российские элиты против него восстанут, вот мы их еще обнимем, и они его немедленно свергнут, — бессмысленны. Это невозможно, потому что вот он сидит посередине этой паутины, и он каждому условному олигарху дал ту власть и те деньги, которые у него есть. И он же их отберет при удобном случае», — утверждает Гессен.
5. Трудно представить, что кардинальные политические и социальные изменения в России могут произойти без развала страны. Взаимоотношения между центром и субъектами Российской Федерации беспорядочны и испорчены, и изменения могут привести к тому, что какие-то территории отделятся.
Слушайте подкаст на эту тему
Полную версию интервью Маши Гессен читайте в журнале НВ за 7 октября 2021 года.