На суше и на море. Пять новых видов вооружения, которые получила украинская армия за последний год или получит в ближайшее время
14 октября отмечается День защитников и защитниц Украины. НВ рассказывает о современных видах вооружения и военной техники, которые поступили в распоряжение Вооруженных сил, а также о планируемом пополнении.
Модернизация украинской армии в 2020—2021 годах проходила комплексно: новое вооружение получали сухопутные силы, флот и силы ПВО, ожидается обновление парка транспортной авиации.
Если госбюджет-2021 предусматривал на развитие вооружений и военной техники 22,7 млрд грн, то в проекте на 2022 год заложено уже 32,9 млрд грн, сообщил 16 сентября министр обороны Андрей Таран.
1. Бронетехника
БТР Онцилла (название — в честь южноамериканского леопарда) с 2020 года поступает в войска. Машина призвана постепенно вытеснить привычные Дозоры.
Разработали Онциллу в Польше, однако сегодня это уже не импортная, а отечественная техника: ее производят на предприятии ВК Система в Василькове Киевской области.
Читайте также:
- Javelin и боевой беспилотник. Топ-6 новых видов вооружения украинских бойцов
- Для нужд ВСУ. Минобороны заказало у Антонова пять самолетов
Это многофункциональный бронированный транспорт, который можно использовать для перевозки бойцов, разведки или эвакуации, писала ВВС-Україна. Онцилла имеет лучшую проходимость, чем предыдущие образцы, способна перевозить от 9 до 11 человек. Броня защищает людей от бронебойных и зажигательных патронов и мин в эквиваленте 6 кг взрывчатки.
Как говорят украинские военные, имевшие опыт эксплуатации этой техники, машины проявили себя в различных условиях как летом, так и зимой и имеют в активе прохождение непрерывных маршей в колоннах на расстояние до 1000 км, а также передвижение по местности со сложным рельефом в условиях бездорожья и осенне-весенней непроходимости, отмечал сайт defence-ua.
Вооружение — боевой модуль с пулеметом калибра 12,7 мм.
2. Реактивная артиллерия
С сентября 2021 года в войска поставляется модернизованная система залпового огня БМ-21У Град, или Верба, разработка Харьковского конструкторского бюро имени Морозова. Об этом сообщал Укроборонпром.
«Цифровые системы Вербы позволяют экипажу управлять огнем, вести прицеливание и даже перезарядку в автоматическом режиме. Боекомплект этой РСЗО состоит из 40 122-мм реактивных снарядов, которые способны уничтожать цели на расстоянии до 40 км. В то же время перезарядка полного пакета занимает всего пять минут», — рассказывали в концерне.
Как напоминает defence-ua, в начале года оборонное ведомство предполагало объединить разработки Вербы и РСЗО Берест (ее намеревались производить в Шепетовке), но харьковская система все же выиграла внутриотраслевую конкуренцию и даже была представлена на параде в честь 30-летия независимости.
3. Ракетные комплексы
Уникальное изобретение КБ Луч, береговой ракетный комплекс 360МЦ Нептун прошел все испытания и был принят на вооружение еще в августе 2020 года. Defense Express указывал, что стоимость разработки вместе с крылатой ракетой составила всего около 1 млрд грн ($40 млн) за шесть лет, что «потрясающе мало относительного того значения, который сделал этот комплекс для обороноспособности страны».
Нептун способен уничтожать боевые корабли противника классов крейсер, эсминец, фрегат и корвет, а также десантные корабли и транспорты, которые действуют как самостоятельно, так и в составе групп. «Это высокоточное оружие может поражать цели в сложных метеорологических условиях, а ракеты — маневрировать во время полета», — заявляли в Минобороны.
https://www.youtube.com/watch?v=mEojpOGmOZw
В начале 2021 года в Военно-морских силах ВСУ создали ракетный дивизион, который вооружится Нептуном. 15 марта дивизион получил командный пункт, одну самоходную пусковую установку, транспортно-заряжающую и транспортную машину, макеты ракет.
Но, как писало Радио Свобода, это не значит, что уже в ближайшее время техника станет реальной угрозой для российских кораблей, поскольку производство серийных образцов только начинается.
«На производство надо не меньше года. Между тем, чтобы сформировать комплекс и он обрел функции, пройдет еще, наверное, около года. Поэтому наличие комплекса, обученного, подготовленного расчета, понимание тактики применения, плюс наличие боекомплекта — это все где-то два-три года минимум при лучших раскладах», — объяснял глава правления Украинского милитарного центра Тарас Чмут.
4. Корабли
Пока в Турции закладывали корвет Ада для украинских ВМС, Лондон и Киев договаривались о поставках списанных британских тральщиков и строительстве ракетных катеров, а США раздумывали, передавать ли Украине патрульные катера Mark VI или отправлять их на металлолом, украинский москитный флот пополняется американскими катерами Island.
https://www.youtube.com/watch?v=3MalR79Os3I
До конца 2021 года Украина получит три корабля типа Island, что позволит сформировать дивизион из пяти таких кораблей в составе Военно-морских сил, пообещал министр Таран.
Экипажи двух катеров (им дали имена Славянск и Старобельск) уже прошли в американском Балтиморе обучение безаварийной эксплуатации.
Готовится документация для передачи катеров Сумы и Фастов, а также пятого, который пока именуется WPB-1336. Причем эти три корабля, в отличие от первых двух, поступят в состав ВМС уже с вооружением производства США.
5. Авиация
Накануне Нового 2021 года впервые за эпоху независимости Украинское государство заказало у концерна Антонов транспортные самолеты Ан-178 для нужд армии.
На майской пресс-конференции президента Владимира Зеленского журналисты обратили внимание на сборку фюзеляжа первой из трех машин. В сентябре предприятие приступило к стапельной сборке второго Ан-178. Всего заказано пять самолетов. Ожидается, что первый из них поднимется в воздух в первом полугодии 2022 года.
Необходимость выпуска нового серийного самолета стала очевидной после катастрофы Ан-26 с курсантами под Харьковом. Ан-178 будет значительно быстрее старого советского транспортника, при этом сможет перевозить в три раза больший вес.
«Ан-178 способен приседать на основных стойках. Именно эта особенность и является уникальной технической изюминкой, которая выгодно отличает самолет от конкурентов. Благодаря этому, с помощью соответствующих рычагов управления, появляется возможность корректировать уровень порога пола грузовой кабины в пределах 330 мм. Это не только облегчает, но и значительно ускоряет процесс загрузки-выгрузки военной техники, которая своим ходом заезжает в грузовую кабину», — писал ресурс Армія-Inform.
Перед КБ Антонова была поставлена задача полностью отказаться от российских комплектующих. При этом во время показательных торжеств в мае (выкатка первого фюзеляжа Ан-178−100Р, заказанного Минобороны, и юбилей ГП Антонов) на образце были российские шасси и детали крыльев, даже в кабину установили российские кресла пилотов и авионику, напоминает defence-ua.