Сменили обертку. Тупик второго чтения законопроекта 5600
История подготовки законопроекта 5600 ко второму чтению, несомненно, войдет в современную историю. И не только как рецидив конфискационной, в ущерб восстановлению экономики и здравому смыслу, модели сбора налогов.
Эта история запомнится еще и как пример несостоятельности здравствующего ныне национального парламента, который сознательно не воспользовался своим законным правом (и даже обязанностью) дать жесткий отпор правительству в случае очередного «этатического угара».
Еще год назад практически идентичная по абсурду инициатива чиновников (законопроект 4101) получила достойную оценку народных избранников — была на две трети отправлена в мусорную корзину. И во многом благодаря этому факту Украина закончила бюджетный 2020 год с весьма умеренными темпами падения экономики (минус 4% от ВВП при прогнозируемых 6−11%). Очевидно, что болезнь государственных институтов прогрессирует, а удачно подобранный бренд «олигархи — зло» нейтрализует оставшиеся в подавляющем меньшинстве здравые парламентские силы. О наличии второго свидетельствует 11 323 поправки и предложения, поданных депутатами к тексту 5600, а об обострении первого — лишь 127 правок, учтенных профильным комитетом.
В весьма редкие для процесса рассмотрения проекта озарения попали самые токсичные нормы: отказ от дискриминационного урезания права налогоплательщиков на возмещение НДС; противоречащая европейскому курсу ликвидация льготы по налогу на добавленную стоимость для операций по продаже недвижимости на вторичном рынке жилья, уже спровоцировавшая ценовые и спекуляционные волны на рынке; аннигиляция абсурдного расширения прав местных органов власти и налоговой службы облагать налогами так называемые «земельные самозахваты», а также преследовать блокировкой активов (через залог) любую попытку налогоплательщиков оспорить налоговые уведомления-решения о взыскании налогов и штрафов.
Но здесь прослеживается весьма понятная комбинаторика — были принесены ритуальные жертвы, во многом заранее заложенные в текст проекта закона, дабы успокоить общественность и придать процессу видимость демократичности и открытого диалога. Оговорюсь сразу, вышло читаемо и не искренне, а политическая возня и кулуарщина доминировали над профессиональной дискуссией.
В целом потуги по улучшению «напалма-5600» ни к чему не привели. Фискальное чудовище, пусть немного отмытое и надушенное духами, смотрится по-прежнему отвратительно, а его угроза для бизнеса и граждан нисколько не уменьшена. И вот тому подтверждения:
- Контролирующие органы получили новые и усилили старые дискреционные полномочия, налогоплательщики урезаются в своих правах. В помощь худеющей казне, а иногда (чего скрывать) и карманам ее опричников, направлены свежие права налоговиков:
— проводить внеплановые проверки по факту декларирования хотя бы одной копейки возмещения НДС из бюджета или налогового кредита в счет будущих платежей (сегодня работает ограничитель в 100 тысяч грн). Теперь уклониться от малоприятной встречи любому бизнесу, даже самому благонадежному, станет весьма проблематично, а риск ориентированный подход к проведению проверок станет не более чем формальностью;
— неограниченно «бомбить» запросами на получение информации по факту подозрения в нарушении законодательства (действующая норма — для запроса нужен факт нарушения). Бесконечные отписки и копирование документов заберут немало времени и денег у налогоплательщиков;
— без решения суда изымать наличность и средства с банковских счетов плательщиков в случае 90-дневного налогового долга по согласованным в декларациях обязательствах. Немалые риски кассовых разрывов у бизнеса в период длящегося кризиса, сопровождающиеся потерей рабочих мест и не редкими банкротствами, как и отсутствие цивилизованной и удобной процедуры получения рассрочек по налогам — никого это не волнует, бюджет — безусловный приоритет.
Болезнь государственных институтов прогрессирует, а удачно подобранный бренд «олигархи — зло» нейтрализует оставшиеся в подавляющем меньшинстве здравые парламентские силы
Само по себе расширение полномочий еще пол беды. А вот встречное сворачивание традиционно немногочисленных прав налогоплательщиков, дает основания говорить о возврате к политике конца 90-х годов прошлого века — «бизнес должен цвести построже».
Речь о грубом временном ограничении права налогоплательщика на налоговый кредит — теперь воспользоваться оплаченной налоговой накладной от поставщика можно лишь в течение 12 месяцев (сейчас — 3 года). Мало того, что норма приведет к двойной уплате налога — сначала поставщику, потом в бюджет из-за отсутствия налогового кредита, так еще и нарушается баланс интересов бизнеса и государства (у плательщика право работает год, а у налоговиков по-прежнему три).
А еще упомяну про сомнительный в контексте соблюдения норм Основного Закона механизм ограничения права выезда за пределы Украины директоров компаний-должников бюджета (все, чего добились при доработке, это продление срока существования долга — более 240 дней — и ограничение его размера — более 1 млн грн).
- Грубое нарушение принципа стабильности налогового законодательства
Проект наполнен шоковыми, с нарушением статьи 4 Налогового кодекса Украины (это о вступлении в силу такого рода норм не позднее 6 месяцев до начала нового бюджетного года, а сегодня октябрь на дворе), изменениями элементов налогов — ростом ставок, расширением баз налогообложения и прочее. Упомяну только некоторые:
— Фискально акцентированная трансформация налогообложения земли сельскохозяйственного назначения, имплементирующая с 2022 года под лозунгом борьбы с теневой экономикой крайне обременительную процедуру ежегодного расчета и уплаты так называемого минимального налогового обязательства (МЗП). Номинально охватывает всех владельцев и пользователей этого ресурса. Однако на деле привлекает к налогообложению в основном малый бизнес, фермерские хозяйства и обычных граждан (именно у них минимальной налоговой нагрузки в 1 400—1 500 грн з гектара не наблюдается). Об экспроприационной философии апгрейда говорят и цифры Министерства финансов — в виде дополнительных платежей в бюджет изымут до 12 млрд грн. Это значительно больше, чем государство выделяется в виде помощи аграрному сектору за два года (до 5 млрд в 2021 году, 4,5 млрд — в 2022 году).
Кроме собственно нового квазиналога, сельское хозяйство получает и дополнительное административное бремя, а именно обязанность представления отчетности в виде отдельного приложения с расчетом МПЗ в составе годовой налоговой декларации, а физические лица — плательщики единого налога третьей группы будут вести отдельный учет доходов и расходов по производству и реализации собственной сельскохозяйственной продукции. Остальным гражданам обещано начисление МЗП налоговым органом, но расслабляться рано, потому что если посчитают неправильно — добро пожаловать на сверку (а тут как договоришься).
Читайте также:

Сергей Верланов 5600: Почему «Антиахметовский» законопроект не такой уж анти-
Пикантным с точки зрения соблюдения принципов равенства плательщиков является и факт выведения из-под действия «топора МЗП» земель в границах населенных пунктов (очевидно, эти земли коммерчески не интересны). По задумке авторов, подтолкнуть к полноте уплаты налога (или срочной продаже участка/пая) также смогут досрочная отмена моратория на индексацию нормативно денежной оценки земли (сегодня действует до 2023 года) и недружественная перезагрузка ключевой для мелких аграриев льготы по налогу на доходы физических лиц (преференциальные 2 гектара, выделяемые государством бесплатно для ведения собственного хозяйства и прокорма населения, превращаются в контролируемый налоговиками порог доходов — не более 12 размеров минимальной зарплаты).
Назначение всех перечисленных маневров довольно очевидно — нас, с большой долей вероятности, ожидает рукотворный кризис отрасли и скрытый передел рынка сельскохозяйственных земель в пользу крупных игроков. Ну а что, проект же антиолигархический.
— О результатах «борьбы» с олигархатом. Из проекта 5600 исчезла ключевая норма по отмене льготы по акцизу для зеленой энергии, но зато появилось пятилетнее освобождение от уплаты налога на прибыль для «олигархов от курятины» (видимо, как компенсация за выселение из упрощенной системы налогообложения).
Не менее бескомпромиссно выглядит и создание/пролонгация некоторых налоговых льгот. Очевидно, крайне важно было продлить льготы по уплате НДС для металлолома (до 2027 года) и безналогового ввоза (под надзором властей и по одобряемому списку) оборудования и комплектующих (до 2025 года). И там, и там доминируют далеко не малый и средний бизнес.
Никакой борьбой с олигархами проект 5600 не являлся и не является
Полна интриги и норма об освобождении от НДС второй и далее продаж табачных изделий (платят только производители и импортеры). Злые языки уже назвали это еще одной попыткой монополизации рынка розницы (вспоминаем скандалы с Тедисом и прочие табачные безобразия 2019−2020 годов).
В общем, как ни старались, даже видимость борьбы с олигархами сохранить не удалось, а единственная выжившая норма про запрет на перенос 50% убытков прошлых лет для больших налогоплательщиков закрыть собой глобальную задачу явно не в состоянии. Да еще и бьет не только по олигархическим структурам. Акценты уверенно сместились на средний и малый бизнес, граждан.
— Резкая смена правил игры, нетривиальный рост налогового и административного давления ожидает не только сельское хозяйство, но и, например:
- Субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности — из второй группы плательщиков единого налога исключают физических лиц — предпринимателей, предоставляющих услуги доступа в сеть интернет.
- Промышленность вместо поддержки получит изъятие 2,5 млрд грн в виде экологического налога — в 3 раза вырастет размер налога за выбросы двуокиси углерода, в 8 раз (до 01.01.2025 года, а не к 2029 году как сейчас) за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
- Негативный перечень можно продолжать — неудачной реформой местного акциза (контр-децентрализация в действии), введением повышенной ставки (18% вместо 5%) по операциям продажи третьего и более за год объекта недвижимости, вмешательство в учетную политику государственного сектора (запрет на формирование целевых резервов) или рост рентной платы вопреки правительственному мораторию на индексацию ставок ренты на 48 месяцев (Распоряжение КМУ от 04.12.2019 года № 1272-р) за пользование радиочастотным ресурсом. Как говориться, лес рубят — щепки летят. Но в качестве последнего здесь инвестиции, рабочие места, предпринимательский климат.
Итак, подводим итоги сомнительному достижению фискальной мысли:
- Украинских налогоплательщиков в следующем году (не забываем о провале реформы таможни, тотальной фискализации расчетов, весьма сомнительном старте работы Бюро экономической безопасности, имплементируемых непрямых методов контроля доходов граждан, законодательстве о контролируемых иностранных компаниях) ожидают тектонические изменения налогового ландшафта, способные весьма ощутимо ухудшить условия ведения бизнеса в стране.
- Негативные изменения, хотя формально и коснутся почти всех — от рядового налогоплательщика до крупного инвестора и больших компаний, — но несут акцентированную опасность для развития/существования среднего и малого бизнеса (мы наблюдаем настоящую атаку на упрощенную систему) и доходов обычных граждан (особенно в сфере сельского хозяйства);
- Никакой борьбой с олигархами проект 5600 не являлся и не является. Это не более, чем ширма для закручивания гаек — налоговое законодательство становится более карательным и недружелюбным, возрастает степень ответственности за его нарушение, а контролирующие органы обрастают новыми «силовыми» полномочиями, порождая широкое поле для коррупции и злоупотреблений.
«Нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти» (Адам Смит).