Легендарный, но не вымышленный. Что известно о первом Киевском митрополите Святителе Михаиле
13 октября ПЦУ отмечает день памяти Святителя Михаила — первого Киевского митрополита. Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий в своем материале специально для НВ рассказывает об истории и традициях этого дня.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
В канун праздника Покрова Божией Матери, 13 октября по н. ст., Церковь творит память святого Михаила — первого митрополита Киевского и всея Руси. Его поставил на основанную Первосвятительскую кафедру Константинопольский Патриарх Николай Хризоверг. Жизнеписец характеризует его как мужа с премудрым умом, образованного, и жизнью своей он был словно святой. До нас не дошло никаких сведений о жизни святителя Михаила до назначения его митрополитом на Русь. Летописцы дают нам различные сведения о происхождении святого Михаила. Одни говорят, что родом он был сириец, а другие — болгарин.
Вся деятельность первого Киевского митрополита Михаила была похожа на апостольские труды. Во всем ему способствовал и помогал просветитель Руси князь Владимир Великий со своей женой, византийской принцессой Анной. Сначала митрополит Михаил окрестил все княжеское окружение: сыновей князя Владимира, княжескую знать и войско. «В тот же время сам митрополит Михаил, — писал святитель Димитрий Ростовский в своем произведении „Летопись-Синопсис“, — окрестил один в колодце или на источнике всех двенадцатерых сыновей Владимира, которых имел от разных своих женщин, и с тех пор этот источник над Днепром, где крестились сыновья Владимира, и поныне называется Крещатик». Православная Церковь Украины в богослужебных песнопениях прославляет святителя Михаила, как крестителя первопрестольного града Киева, который «красуется по сей день ризой крещения одетый от тебя, святитель».
По приказу великого киевского князя Владимира в один из дней состоялось крещение киевлян светом евангельской Христовой истины. В самой столице Руси святитель в честь своего небесного покровителя заложил монастырь Святого Архистратига Божия Михаила и при нем церковь, которая тогда была еще деревянной. Так было положено начало Киево-Михайловского Златоверхого монастыря. Сведения об этом мы находим у игумена Феодосия Софоновича, который в своей «Кройнице из летописцев древних» поместил интересный рассказ о свержении языческих идолов во время Крещения Руси. «И в честь того, рассказывают, первый при Владимире митрополит Михаил, посадив монахов на горе, недалеко от того Беремища Чертова, на свое имя церковь Святого Михаила построил, ведь как святой Михаил черта с неба скинул, так и здесь он помог черта в болване с горы сбрасывать».
Прославленный своей образованностью архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель включил этот перевод в третье издание «Синопсиса», который вышел в 1680 году, и где, между прочим, было сказано, что митрополит построил церковь напротив места Перунового на свое имя и на знамение того, что Архистратиг Михаил — победитель дьявола. «Вероятно, что после этой первой митрополичьей церкви, — утверждает Киевский митрополит Евгений Болховитинов в „Описании Киево-Софийского собора“, — изображение Архистратига Михаила издавна было принято и герб города Киева».
Читайте также: Особые люди. Кем были Киево-Печерские преподобные отцы, покоящиеся в Ближних пещерах
После крещения киевлян святой Михаил благословил князя Владимира на строительство первой каменной Десятинной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Подобно евангельскому доброму пастырю, святитель Михаил собирал по всей киево-русской земле стадо словесных овец. Он посещал крупные города древней Руси: Новгород Великий, Чернигов, Переяслав, Белгород, Владимир, Ростов Великий, крестил местных жителей, наставлял в них епископов и пресвитеров для прославления имени Божия среди народа, просветленного в вере христианской.
На Киевской митрополичьей кафедре святитель находился недолго. Через четыре года после официального крещения Руси-Украины († 992) святитель почил в Бозе. Его тело было захоронено в Десятинной церкви, которая в то время была еще вероятно недостроенной. Около 1103 года при печерском игумене Феоктисте мощи митрополита Михаила по неизвестным причинам были перенесены из Десятинной церкви в пещеры, а при Печерском архимандрите Романе Копе и согласно приказу российской императрицы Анны Иоанновны от 27 июля 1730 перенесены 1 октября того же года в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Вблизи его раки с мощами была прикреплена пространная надпись (в 64 строки), которую представляет в своем «Описаний Киево-Печерской лавры» митрополит Евгений Болховтинов.
Читайте также: Апостол любви. История и традиции дня святого Иоанна Богослова, который был свидетелем Преображения Иисуса Христа
Некоторые историки еще в XIX веке ставили под сомнение исторические сведения, свидетельствующие о том, что первым Киевским митрополитом был святитель Михаил. И действительно — одни летописи называли первым митрополитом Михаила, а другие — Леонтия. Однако, архимандрит Киево-Печерской лавры Захария Копыстенский в своей «Палинодии», вышедшей из печати в Киеве в 1621 году, достаточно четко нам объясняет, откуда он взял имя первого Киевского митрополита Михаила, а именно из византийской хроники Иоанн Зонары. Каталоги киевских митрополитов, рсодержащиеся в «Патериконе» Сильвестра Косова 1635 г. и в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского 1638 г., это только подтверждают.
Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван в ноябре 1941 года. Поэтому судьба раки с мощами святителя Михаила в дальнейшем — неизвестна. Скорее всего, она была уничтожена от страшного взрыва при разрушении собора, как и многие другие захоронения, находившиеся в большой печерской церкви с давних времен.
Читайте также:
Как бы там ни различались между собой исторические источники и свидетельства о первом митрополите Киевском Михаиле, мы достоверно можем сказать, что этот святитель является не вымышленной, а реальной фигурой, и именно первым Киевским митрополитом, который вершил дело святого крещения Владимира, умножал труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников на землях нашего государства, воскрешал святые намерения князя Аскольда и великой княгини Ольги.
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.