Метод азировщины. Как изменится экологический налог после принятия ресурсного законопроекта
В случае одобрения законопроекта 5600 Верховной Радой в нынешней редакции государственный бюджет может получить дополнительные ресурсы, а промышленность — потерять средства и мотивацию для модернизации.
Соавтор материала: Остап Семерак, партнер ЮФ Василь Кисиль и Партнеры
Украинские предприятия, которые в процессе своей деятельности выбрасывают в воздух углекислый газ, обязаны платить налог на его выбросы.
Сейчас ставка такого налога составляет 10 гривен за тонну, платить его должны только те предприятия, которые выбрасывают более 500 тонн СО2 в год.
Эти налоговые поступления зачисляются в общий фонд государственного бюджета, то есть не имеют целевого назначения и не используются на природоохранные мероприятия или экомодернизацию промышленности. А его величина, механизм начисления и уплаты не создают предпосылок для стимулирования промышленности к внедрению наилучших доступных технологий для уменьшения нагрузки на окружающую среду или предотвращению изменения климата.
К сожалению, налог на выбросы двуокиси углерода имеет полностью фискальную природу — он наполняет бюджет и имеет карательную функцию для бизнеса, не стимулирует предприятия к переходу на возобновляемые источники энергии и внедрение энергоэффективных мероприятий.
Что предлагает законопроект 5600?
«Ресурсный» налоговый законопроект 5600, который до сих пор находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады Украины, предлагает изменения и в экологический налог.
В частности, 5600 предусматривает, что ставка налога за выбросы СО2 составит 30 гривен за 1 тонну.
Кроме этого, 5600 предусматривает, что не менее 70% уплаченного налога будет направляться на мероприятия, приводящиеся для декарбонизации в определенных отраслях.
Такими отраслями являются перерабатывающая промышленность и поставки электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха. Каков порядок использования этих средств и какой орган будет распорядителем — пока не понятно. Будут ли получать хоть часть уплаченных средств местные бюджеты общин, где расположены эти предприятия, тоже неизвестно.
Это первый и пока, к сожалению, очень незначительный шаг на пути реформирования экологического налога. Увеличение ставки налога на выбросы СО2 с 10 до 30 гривен за тонну опять же ставит акцент на его фискальной функции и не превращает его в финансовый инструмент для поддержки промышленности на пути к достижению целей низкоуглеродистого развития, которые декларирует власть.
Название законопроекта 5600, как «ресурсного» оправдывает себя. В случае его одобрения Верховной Радой в такой редакции государственный бюджет может получить дополнительные ресурсы, а промышленность потерять средства и мотивацию для модернизации. Пока получается, что приоритетом законодателя являются цели, далекие от современного европейского курса Green Deal.