Гражданское общество в лицах. Соучредители объединения Родители SOS — о том, почему некоторые родители боятся защищать своих детей в школах
На пять вопросов НВ ответили Алена Парфенова, Роман Бондаренко, Елена Бондаренко — соучредители общественного объединения РОДИТЕЛИ SOS, которое занимается освещением проблем современного образования.
1. Коротко расскажите, чем вы занимаетесь?
Елена Бондаренко (Е. Б.): Делаем образование и образовательную среду лучше. Семь лет назад мы создали группу в Facebook, чтобы делиться тем, как отстаиваем права своих детей в школах. Со временем наш действенный опыт решения проблем пригодился другим, наши консультации касательно норм законодательства заинтересовали большое количество родителей, образцы заявлений и жалоб помогли многим в решении проблем в учебных заведениях.
Роман Бондаренко (Р. Б.): Позже мы зарегистрировали общественное объединение, чтобы представлять интересы родителей. Сейчас РОДИТЕЛИ SOS в Facebook — крупнейшая и самая весомая из групп, которые занимаются вопросами образования.
Читайте также: Гражданское общество в лицах. Основатель образовательного проекта для математиков Kontora Pi Петр Чернышов отвечает на пять вопросов НВ
2. Зачем вам это нужно?
Алена Парфенова (А. П.): У каждого в жизни есть приоритеты. После рождения детей, как у многих других родителей, нашим приоритетом стали интересы детей. Каждый ребенок должен чувствовать радость от познания мира, от получения знаний. Каждый ребенок имеет право на индивидуальность, уважение его достоинства от рождения. Мы стараемся сделать все, чтобы эти права детей были обеспечены. Как пафосно это ни звучит, мы делаем то, что делаем, ради детей. Потому что эти 20% населения — 100% нашего будущего.
3. Ваше самое большое достижение в этой сфере?
Р. Б.: Создание более чем 200-тысячного сообщества небезразличных людей. Все больше родителей перестают бояться спрашивать, описывая нарушения, указывают город и номер учебного заведения. Больше родителей хотят узнать, как действовать в различных сложных ситуациях в школах или садах и как это урегулировано нормативными актами.
Е. Б.: Считаем своим достижением собственный пример того, что можно говорить людям правду и при этом добиться успеха. Можно делать непопулярные вещи и иметь авторитет. Можно не идти на компромиссы и добиться соблюдения прав и выполнения законов. Гордимся тем, что стали примером для активных родителей в регионах, где создаются общественные организации, которые преодолевают незнание законов и обычное право, которое десятки лет господствовало в образовательной среде.
4. Ваша самое крупное поражение в этой сфере?
А. Б.: Когда мы начинали, то давления и пренебрежения было столько, что если бы мы боялись поражений, сразу прекратили бы этим заниматься. Нам с самого начала дали понять, что легко не будет. Поэтому мы действуем по принципу: не удался план А, переходим к плану Б. И так далее, в алфавитном порядке.
А. П.: Мы не говорим о поражениях, потому что борьба продолжается. Бывают разочарование, недоумение. Например, часть родителей боится защищать своих детей. Часть родителей хочет, чтобы дети в школе прошли через те же страдания и унижения, что и они, и закрывают глаза на нарушение прав их детей. Консерватизм учительской среды, когда образовательные реформы встречают сопротивление, саботаж и филигранную имитацию. Яркий пример — красная и зеленая паста или домашние задания, которых не должно быть в первом и втором классах. Возмущает страх признать проблему, желание ее скрыть — не выносить сор из избы. Для преодоления этих проблем нужно, к сожалению, длительное время.
5. Вспомните случай из вашей деятельности, который больше всего запомнился.
Р. Б.: Ежедневно мы получаем десятки вопросов с такими случаями, которые не только забыть трудно, они иногда даже в голове не укладываются. И каждый раз есть люди, которые говорят, что решить проблему невозможно. Невозможно уволить директора школы за нарушение законов, невозможно уволить учительницу за унижение детского достоинства. Оказывается — возможно, и суды отказали им в восстановлении на работе. Невозможно отменить указ президента об обязательной школьной форме. Оказывается — возможно. Еще бы отменить его в головах педагогов и родителей. Любую проблему в образовании, даже самую сложную, можно решить. Потому что не бывает невозможного. На невозможно просто нужно больше времени.
CV: Алена Парфенова, Роман Бондаренко, Елена Бондаренко
Частный предприниматель Алена Парфенова имеет два высших образования — КНЭУ им. В. Гетьмана и КНУ им. Т. Шевченко, а также является выпускницей Украинской школы политических студий. У адвоката Романа Бондаренко за плечами диплом КНУ им. Т. Шевченко и участие в двух международных программах: Стандарты прав человека в практике адвокатов и судей Украинского Хельсинского союза и International Visitor Leadership Program Государственного департамента США. Журналистка Елена Бондаренко — выпускница КНУ им. Т. Шевченко.
Эта публикация создана НВ при поддержке ИСАР Единение в рамках проекта Инициатива секторальной поддержки гражданского общества
Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ — № 37 от 7 октября 2021 года