Как сделать город дружественным человеку и зачем это украинским застройщикам
Построение человекоцентричных городов прописано в множестве международных документов — от Новой программы развития городов ООН до стратегий ЕС Horizon Europe, в рамках которой подписана Новая Лейпцигская хартия.
Все документы констатируют ускоряющуюся урбанизацию и подчеркивают, что времени исправлять градостроительные ошибки не будет. По оценкам экспертов, до 2050 года население городов удвоиться, в Европе в городах будут жить до 80% людей.
К примеру, стратегия ЕС Horizon Europe одной из задач называет перепроектирование городских систем с системным повышением стандартов — этических, экономических, социальных, технологических и культурных.
Европейские чиновники рекомендуют локальным властям и девелоперам оценивать проекты по маркерам «люди», «место», «процветание» и «устойчивость».
Измерение «людей» направлено на разработку новых способов максимально использовать разнообразие для стимулирования создания комьюнити; создание инклюзивного города для всех, чтобы предотвратить неравенство и пространственную сегрегацию и создать чувство безопасности.
Измерение «места» фокусируется на планировании с точки зрения экологии и энергоэффективности, а именно максимальное использование возобновляемых источников энергии, снижение углеродного следа во всех процессах, адаптивное повторное использование; стимулирование экономики замкнутого цикла, создание эстетически грамотной искусственной среды, которая работает для людей и многое другое.
Измерение «процветания» направлено на инновации, оптимизацию городских систем. Агломерации и города должны раскрыть свои преимущества как стимулирующий инструмент создания новых экономических возможностей.
Параметр «устойчивость» призван создать систему оценки возможных рисков и механизмы их предотвращений.
Что в Украине? Государство тоже делает шаги по формированию четкой системной «дорожной карты», с учетом трендов гуманизации. Меняются в сторону прогрессивных трендов строительные нормы, в том числе касающиеся градостроительных решений. Инклюзивность и энергоэффективность, общественные пространства и инфраструктура для микромобильности — все это уже есть в нормах. Но, увы, не всегда воплощается. К сожалению, есть девелоперы, для которых важнейшим фактором эффективности остаются «квадраты» и скорость выхода из инвестиции. Построил-продал-забыл.
Хорошие новости — все меняется очень быстро. Украинцы становятся более открытыми и более требовательными. Они много путешествуют, оценили качество проектов за рубежом, и делая выбор остаться в Украине и работать для ее будущего, желают видеть аналогичного, а может быть и выше, качества среды и проектов здесь. Все больше городов разрабатывают стратегии, ставят себе цели создать комфортную, яркую и креативную среду для своих жителей. Речь и о зеленых зонах, и об общественных пространствах, и о инновационных и промышленных парках. Все больше девелоперов, которые думают не на 3 года вперед (срок стройки и продажи), а на десятилетия, предлагая самые прогрессивные концепции. Они становятся эпицентрами изменения городов, точками роста.
Города в эпоху метамодерна — это не просто место жительства и работы людей. Они становятся инструментами решения многих проблем, созданных или усугубленных человечеством — от социальной несправедливости до изменения климата.
Но город, как инструмент, сможет выполнять возложенные на него все усложняющиеся функции, только будучи настроенным на своих жителей. Все их потребности должны быть включены в логику проектирования.
Чтобы проект был успешен как с коммерческой, так и с социальной точек зрения, девелопер уже на стадии концепции должен оценивать влияние своего проекта на всю городскую среду — будь то создание новых массивов на значительных территориях или строительство/реконструкция точечного объекта.
Как именно оценивать? В основе лежит анализ биг-дата и активный диалог с сообществом. Благодаря современным технологиям массивы данных позволяют лучше узнать ожидания общества и понимать влияние архитектуры и дизайна на благосостояние и комфорт.
К примеру, в ряде психологических исследований с помощью гаджетов (умных браслетов, гарнитур для электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которые измеряют активность мозга, связанную с настроением и другими факторами) измерялась реакция людей на ландшафты. Одно из них было проведено на Манхэттене: пешеходы, проходя мимо унифицированного стеклянного фасада Whole Foods в Трибеке, ускоряли шаг, поскольку настроение их снижалось. А вот фасады небольших разнообразных ресторанов и магазинов, напротив, улучшали настрой.
Исследования подтвердили широкоизвестные факты — людям больше нравится разнообразие ландшафтов и архитектуры, «сомасштабность» объектов человеку, чем больше зелени и простора, чем больше проектов с выразительной индивидуальностью, тем жители чувствуют себя счастливее.
А еще людям нужны общественные пространства, где бы они конструктивно и спонтанно взаимодействовали друг с другом. Именно поэтому критически важны общественные пространства для успеха проекта любого масштаба. Они стимулируют коммуникацию, а значит, улучшают качество жизни. Проверенными инструментами являются пешеходные и велодорожки, зеленые променады, спортивные и детские площадки, первые этажи, отданные под магазины, кафе, клубы — все эти простые меры усиливают чувство общности и безопасности.
И одним из важнейших факторов для успеха проекта становится включенность будущих жителей в создание и функционирование проекта. Современный девелопмент начинается с опроса жителей, исследования с помощью новых технологий их ожиданий и выявления приоритетов.
Мы видим в украинских проектах прогресс к большему вниманию, как к качеству материалов, решений и работ, так и инфраструктуры. Сегодня недостаточно поставить скамейку у входа и сделать детскую площадку. Инфраструктура проекта должна отвечать самым широким запросам и дать возможность комфортно чувствовать людям с различным темпом и стилем жизни.
Читайте также:
Сергей Богославский Почему общественные пространства — это не прихоть, а базовая потребность
Конечно, особой популярностью пользуются крупные проекты, они дают возможность девелоперам создавать «город в городе», «центр вне центра». Однако и небольшие проекты могут стать эпицентрами изменений среды, стимулировать внедрение в нашу жизнь прогрессивных трендов и форматов.
Сегодня проектирование городов означает проектирование благополучия людей, которые в них будут жить. Именно так, с точки зрения человекоцентризма, мы стараемся создавать свои проекты. Важно ставить максимальные требования по экологичности и энергоэффективности, инклюзивности и инновационности, спектру социальной и коммерческой инфраструктуры.