Почему сейчас невозможно снизить налоговую нагрузку на зарплату
Недавно Даниил Гетманцев сообщил, что народные депутаты подготовили законопроект о снижения налоговой нагрузки на заработную плату. Единый социальный взнос, налог на доход физлиц и другие сборы, по их мнению, могут быть уменьшены. Так ли это?
Прежде чем ответить на вопрос, возможно ли в ближайшее время, без дополнительных глобальных изменений снизить налоги и сборы для наемных работников, предлагаю нехитрую математическую задачу.
Некий украинский работодатель нуждается в специалисте — юристе, бухгалтере, экономисте, маркетологе. Есть два варианта (вернее, два с половиной). Первый — взять специалиста в штат, на чистую «белую» зарплату, допустим, 15 тысяч гривен, со всеми начислениями — ЕСВ, НДФЛ, военным сбором, то есть — плюс 40% к 15 тысячам. Можно договориться о части з/п в конверте, например, в 7 тысяч, тогда и начисления будут идти с оставшейся видимой части.
Второй вариант — заключить договор со специалистом, который является физлицом-предпринимателем, и компенсировать ему 5−6% его единого налогового взноса.
Реален ли знак равенства между отчислениями с «белой» (и даже «серой») зарплаты и компенсацией взноса ФЛП?
Можно бесконечно бороться с неуплатой налогов, но пока у работодателя есть вполне легальный инструмент, как снизить налоговую нагрузку — он будет пользоваться этим инструментом, и очень сложно призвать его к ответственности за уклонение от налогов.
Без реформирования системы физлиц-предпринимателей никаких существенных изменений налоговой нагрузки для нанятого работника — а на самом деле, для работодателя, не будет. Нужны усилия и смелость отбросить популизм и четко сказать — если это физическое лицо, то будьте добры, платите налоги как физическое лицо. Если юридическое лицо — то соответственно.
Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях.
Иначе бюджет — чаша собирающая — продолжит быть решетом, через которое вытекает все собранное.
Платить налоги для любого предпринимателя — отдавать свое, заработанное тяжким трудом. На первый взгляд, совершенно справедливо, если все время упускать один, но ключевой момент.
Налоги — это плата за то, что я являюсь резидентом этого государства.
Каждому предпринимателю, подозреваю, хочется жить в государстве, где будет понятна и прозрачна система определения платы за ведение бизнеса. Это и есть налоги — когда они уже уплачены, конечно.
Невозможно выбросить из головы то, что взаимоотношения украинского налогоплательщика и государства — это драматический забег, длиною в десятилетия. Есть система налогообложения и система уклонения от нее же. Как антивирусные компьютерные программы и вирусы. Одни невозможны без других.
Читайте также:
Олег Гетьман Что не так с налогами в Украине?
Не то чтобы во всем мире, даже в благополучных странах, не ищут путей снижения налоговой нагрузки. Ищут, и находят. Но все-таки с меньшим, как мне кажется, цинизмом. Знаю, что украинские предприниматели хвалят, как один, эстонскую модель налогообложения бизнеса, в частности — 0% подоходный налог с юридических лиц. Но забывают о довольно жестких нормах в том случае, если предприниматель решит эту прибыль из Эстонии вывести. Ну, и другие налоги все-таки уплачиваются осознанно.
Если эстонский пример слишком неочевиден, то вспомните протесты владельцев «евроблях», которые требовали бесплатной растаможки. И чуть было не добились своего. В пылу протестов, наверное, мало кто задумался о чувствах украинцев, которые покупали автомобили легально и не смели требовать поблажек.
Чтобы совершенствовать систему налогообложения, а не латать отдельные дыры в решете, нужны смелость и прагматизм. Если прагматизм в этот раз устоит перед соблазном очередной популистской полумеры, у нас есть шанс на построение адекватной налоговой системы.