Деньги в школу. Как не стать банкоматом для своего ребенка
Давать ли детям карманные деньги? А если давать, то с какого возраста и сколько. В первом случае можно обойтись односложным резюме: давать. А на двух других аспектах этого вопроса остановимся подробнее.
Я уже говорил о том, почему считаю необходимым давать ребенку карманные деньги и как учить с ними обращаться. Потому сейчас прошу принять это утверждение за аксиому. Мы живем в материальном мире и ребенку деньги нужны, как и любому взрослому. Так что остаются открытыми два вопроса: с какого возраста и сколько?
С какого возраста давать деньги ребенку
Большинство экономистов сходятся во мнении, что выдавать ребенку карманные деньги нужно с началом обучения в школе, то есть с 6−7 лет. Я же рекомендую начинать воспитание Денежного интеллекта ребенка даже раньше, ведь поколение, рожденное со смартфоном в руке, учится очень быстро.
Прежде всего стоит разделять понятия: личные деньги, карманные деньги и деньги в школу. Да, деньги на дорогу, питание и тому подобное, карманными не являются. Также у ребенка могут быть личные деньги, например, подаренные на день рождения родственниками, которые не могут служить источником карманных денег.
Карманные деньги — это средства на то, что большинство родителей считает ерундой, глупостью, вредной, бесполезной или переоцененной покупкой, пустой тратой. Но родителям нужно смириться, что основную часть карманных денег дети потратят на сладости, снеки и напитки, еще какую-то часть на компьютерные игры и контент к ним, на что угодно еще — нужно позволить детям быть детьми, совершать свои ошибки и учиться на них. Такой опыт — необходимая составляющая процесса обучения и воспитания Денежного интеллекта. Родители в этой ситуации могут лишь подсказывать и направлять, но не запрещать и наказывать.
Если воспитывать Денежный интеллект с дошкольного возраста, карманные деньги ребенку можно выдавать с того момента, когда он освоит простые математические операции по сложению и вычитанию.
Очень важно на начальном этапе узнавать у ребенка, на что он потратил свои карманные деньги. О зрелости ребенка свидетельствует то, на что он тратит деньги, а также понимание, что при выборе всегда жертвуешь чем-то ради другого.
По мере взросления ребенка, суммы следует увеличивать. При этом выдавать деньги уже можно не ежедневно, а раз в неделю или месяц, поскольку с возрастом появляются навыки финансового планирования.
Сколько денег нужно ребенку на карманные расходы?
Ваш малыш пока путается в счете от 1 до 10? Наверное не стоит отправлять его в магазин за покупками. Но начинать воспитание Денежного Интеллекта стоит уже сейчас. Дайте ребенку деньги на кассе и позвольте рассчитаться за товар, который ему захотелось купить, расскажите о сдаче.
Ваш смышленый пятилетка освоил азы математики и знает, что 2+2 = не 22, а сдача — это остаток от суммы денег за вычетом цены товара? Прекрасно. Можно доверить ребенку суммы в несколько десятков гривен. Не давайте слишком большие суммы, чтобы ребенок мог научиться копить. К первому классу школы это будет уже 50−100 гривен.
Не только интересуйтесь, на что ребенок тратит деньги, но и договоритесь об условиях. Можно даже закрепить условия письменным договором — так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому». В условиях договора можно прописать, что ребенок обязуется, например, не покупать «колу», иначе будет выносить мусор три раза в неделю или что трата на благие дела позволит ему получать бонусы. Не ставьте ультиматумов, предлагайте условия и будьте готовы идти на компромисс.
Когда даем деньги в первый раз, нужно объяснить принцип разделения на три, о котором я подробно говорил в предыдущей публикации. Если кратко: деньги на сиюминутные желания, благотворительность, сбережения. Можно обыграть с тремя банками и картинками с визуализацией на них.
Пересмотр и повышение суммы карманных денег удобно проводить ежегодно, можно приурочить к определенной дате, например Дню рождения.
Еще один вопрос в данном контексте: наличка или карта? В нашем цифровом мире карта действительно кажется более удобным и надежным платежным инструментом, однако наличные дают осязаемое ощущение денег, понимание денег как физического предмета, а не каких-то виртуальных цифр. Потому я — за наличные на начальном этапе. Как только появляется осознанное обращение с деньгами, навыки управления своими финансами, умение считать на уровне процентов — можно карту.
Напоследок хочу дать еще несколько советов по взаимодействию с карманными деньгами:
- Никогда не наказывайте лишением карманных денег, даже если ребенок провинился.
- Давайте ребенку возможность «заработать» дополнительные карманные деньги, выполняя особые задачи.
- Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности.
- Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Отмечайте не только ошибки, но и успехи.