Кто несет ответственность, если из камеры хранения магазина исчезли ваши вещи
Finance.ua как портал, который заботится о ваших средствах, разбирался, может ли охранник не пустить покупателя в магазин с вещами и кто будет нести ответственность, если вещи из камеры хранения исчезнут.
Как отметили в Бюро бесплатной правовой помощи, ответ на это вопрос можно найти в постановлении Кабмина от 15 мая № 833 «Об утверждении Порядка ведения торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров».
О чем гласит законодательство?
- Согласно постановлению, все субъекты хозяйствования обязаны обеспечить доступ потребителей к торговым объектам без сдачи на хранение личных вещей, кроме товаров, которые реализуются в таких торговых объектах.
То есть, если вы, скажем, пришли в продуктовый магазин с хлебом, который купили в другой булочной, вы должны положить его в камеру хранения. Если же в ваших личных вещах нет товаров, которые можно купить и в этом магазине также – сдавать их в камеру хранения не обязательно.
Реклама
Вообще-то не пустить вас в магазин охранник не имеет права. Ведь в своей деятельности они руководствуются, в частности, и ЗУ «Об охранной деятельности», а его ст. 10 прямо указывает, что запрещается совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность физлиц, а также ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию.
Кто несет ответственность за вещи в камере хранения? Если вы положили свои вещи в камеру хранения, всю ответственность за них несет магазин, даже несмотря на объявление об обратном, которые нередко можно увидеть в торговом зале, поскольку эти надписи прямо противоречат требованиям Гражданского кодекса Украины. Ведь именно на администрацию магазина возложена обязанность создать условия для сохранения вещей потребителей.
Кстати, все актуальные новости, которые так или иначе влияют на ваш кошелек, мы оперативно публикуем в телеграм-канале Finance_ukr. Подписывайтесь! 🤫
Когда вы кладете свои вещи в камеру хранения магазина, тем самым вы передаете, а магазин, в свою очередь, принимает их на хранение, и это подтверждается выдачей номерного жетона, или какого-либо другого знака, удостоверяющего принятие вещи на хранение, если это установлено законом, другими актами гражданского законодательства или является обычным для этого вида хранения. То есть, фактически вы заключаете с администрацией магазина договор хранения.
Читайте также: Украинцы стали вдвое чаще сталкиваться с мошенничеством в интернете
Необходимо заметить, что согласно требованиям Гражданского кодекса, если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о вещи, как о своей собственной. В случае же утери или повреждения вещей, принятых на хранение, хранитель (в нашем случае – магазин) отвечает на общих основаниях и должен возместить все убытки:
- в случае утраты (недостачи) вещей – в размере их стоимости;
- в случае повреждения вещей – в размере суммы, на которую снизилась их стоимость.
Что делать, если, совершив покупки, вы не нашли в камере хранения своих вещей? Вызывайте представителей администрации и охрану магазина. Если договориться о добровольной компенсации стоимости пропавших вещей не удастся, тогда:
- вызывайте полицию и требуйте составления протокола о пропаже вещей;
- требуйте изъятия видеозаписей с камер наблюдения магазина;
- фиксируйте все происходящее на камеру своего телефона;
- возьмите контактные данные покупателей, ставших свидетелями происшествия.
Если магазин не признает свою вину – вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении не только прямого материального ущерба (стоимости пропавших вещей), а еще и морального вреда, причиненного вам вследствие бездействия администрации магазина.