Автогаз vs бензин. Что не так с топливными акцизами в Украине?
Парламент вступил в новый бюджетный процесс. Вопросы на повестке дня традиционные — где взять деньги?
Мощным источником наполнения госказны являются подакцизные товары — спирт, алкоголь и топливо. В Украине их потенциал огромен еще и потому, что рынки этих товаров самые «тенизированые». В случае с нефтепродуктами парламент и правительство имеют отличные возможности достаточно просто нарастить бюджетные поступления, а параллельно снизить зависимость от топливного импорта.
Такой комплексный эффект несет в себе идея балансировки ставок акцизного сбора на основные группы моторных топлив — бензин, сжиженный газ и дизельное топливо. Точнее, речь идет преимущественно о двух позициях — бензине и автогазе.
Эти две марки топлива используются одним и тем же транспортом, но при этом налог на бензин выше в четыре раза — 213 против 52 евро за 1 000 л. Такой перекос в комплексе с массой прочих специфических нюансов привел к закономерным последствиям — перетоку потребления от топлива с высокой налоговой нагрузкой к автогазу с минимальной.
С одной стороны, такая дотация со стороны государства была оправдана в свете экономического кризиса 2014−2017 годов, но с другой привела не только к бюджетным потерям, но и к перекосу системы нефтепродуктообеспечения, а с ним и росту энергозависимости. Об аномальной структуре потребления говорит тот факт, что Украина является мировым лидером по использованию сжиженного газа на транспорте, на него приходится треть розничного рынка. Тогда как у крупнейших мировых потребителей этого ресурса — Южной Кореи, Турции, России, Польши — эта доля не превышает 12% (данные Мировой ассоциации сжиженного газа).
За семь постреволюционных лет потребление сжиженного газа выросло вдвое, до 2 млн т в год. Потребление же бензина снизилось с 3,5 млн т в 2013 году до 2,1 млн т в 2021-ом.
Такая рокировка имела бы смысл, имея мы внутренний ресурс. Но сегодня это на 80% импортный продукт, вымывающий из страны все больше и больше валютных средств. Так, из-за высокого спроса со стороны нефтехимической отрасли цены на сжиженный газ в мире вплотную приблизились к «бензиновым», тем самым забрав экономическую привлекательность этого ресурса даже с учетом более высокого расхода.
Мало того, учитывая очевидную всем зависимость, поставщики выставляют для украинских трейдеров возрастающие из года в год заоблачные премии. Например, сегодня бензин А-95 и автогаз на границе стоят примерно одинаково — $760 и $740/т соответственно (для справки, дизтопливо — $670/т). С акцизом бензин будет стоить $1040/т, а газ — $834 или на 20% дешевле. По факту нынешняя акцизная политика стимулирует импорт дорого продукта, усиливая и без того запредельную энергозависимость страны.
На рынке, в парламенте и правительстве идет дискуссия о том, чтобы сделать налоговую нагрузку на единицу энергии моторных топлив равной.
Во-первых, это социально справедливо: почему владельцы автомобилей несут разное налоговое бремя? Почему «Ланос» на бензине платит на дороги в четверо больше, чем «Ланос» на газе?
Во-вторых, такое выравнивание сулит бюджету до 5 млрд грн акцизов в год.
В-третьих, будет стимулировать внутреннее производство бензина с параллельной стабилизацией (либо незначительным уменьшением) потребления (импорта) дефицитного и дорогого сжиженного газа.
В-четвертых, привлекательность сжиженного газа относительно бензина хоть и снизится, но останется достаточной для большинства автомобилей «на газу».
Читайте также:
Артем Куюн Почему растут цены на автогаз
Если «акцизная» реформа произойдет, переработка нефтяного сырья уже в следующем году может вырасти почти вдвое — с нынешних 3,7 млн т до 6,5 млн т углеводородного сырья. Производство бензина при этом составит 2,2 млн т, что покроет 70% ожидаемого потребления (сегодня это 50%). Также следует учесть, что параллельно на 1 млн т вырастет выпуск дизтоплива, что снова-таки заместит 1 млн импортного продукта. Вырастет и выпуск того же сжиженного газа. В итоге дополнительную работу получат морские нефтеперевалочные комплексы, трубопроводная система и железная дорога.
Отдельные «плюшки» получит и ключевая государственная программа «Большая стройка»: помимо упомянутых 5 млрд акциза в Дорожный фонд (8% от текущего размера), тот же Кременчугский НПЗ сможет нарастить выпуск битума, импорт уменьшится.
Единственным реально проблемным вопросом остается следующий: стимулируя потребление бензина, как не придать стимул теневому рынку. Более 25 нелегальных мини-НПЗ плюс несчетное количество нефтебаз по всей стране выливают на рынок около 500 тыс. т фальсификата бензина (почти 20% рынка). Из них в 2021 году около 100 тыс. т — это октаноповышающие компоненты, приезжающие из России и Беларуси под видом безакцизных растворителей для лакокрасочной промышленности.
Поэтому параллельно Кабмину нужно закрывать «миники» и усилить налоговую дисциплину на топливном рынке. К слову, это очень выгодно: по нашим оценкам, топливный рынок вымывает из бюджета порядка 22 млрд грн акцизов и НДС в год.
Правительству в очередной раз придется выбирать между популизмом и прагматичными задачами наполнения бюджета, импортозамещения и вычищения топливного рынка. Или расчет по-прежнему на кредиты и чудо?