Взлетит или не взлетит. Начнут ли АТБ и Сильпо выдавать кредиты покупателям
Крупнейшие украинские ритейлеры активно развивают банковское направление. АТБ и Райффайзен запустили кобренд-продукт, Fozzy Group и принадлежащей ей банк Восток создали необанк Власний рахунок.
Однако есть огромные сомнения в том, что такие проекты будут успешными, пишет в колонке для НВ Бизнес Иван Свитек, председатель правления Юнекс Банка и бывший генеральный менеджер украинского Альфа-Банка.
С одной стороны, считает Свитек, стремление ритейлеров обзавестись собственным банковским бизнесом объяснимо, тому есть ряд причин.
«За последние годы и ритейл, и банковский сектор существенно изменились. Развитие онлайн коммерции и финтехстартапов приблизило два мира друг к другу настолько, что иногда уже трудно понять, где заканчивается интернет-магазин и начинается банк. И наоборот. Банки пробуют себя в продажах товаров, запуская „супераппы“, так почему же магазинам не попробовать силы в кредитовании своих клиентов и контрагентов?» — задается вопросом банкир.
Кроме того, по мнению Свитека, ритейлеры могут использовать свои колоссальные базы данных о клиентах, подпитывая спрос на собственные товары, а также кредитовать контрагентов, ограниченных в финансовых возможностях. «Под этим углом зрения совершенно очевидно, почему ритейлеры стали так много говорить о покупке банков», — резюмирует глава Юнекс Банка.
И в то же время, по мнению Свитека, есть огромные сомнения в том, что такие проекты будут успешными.
«Необанки создали иллюзию, что финансовые услуги — это очень просто. Но парадокс заключается в том, что под этой легкостью скрывается гораздо более сложные (технологически, операционно и нормативно) проекты. 30 лет назад кредит был простой ссудной операцией… К сегодняшнему дню он превратился в настолько сложный процесс, что реализовать его в тех параметрах, которые требует рынок, непросто даже за год. Это дорого, это сложно, это сопряжено со значительными рисками», — пишет Свитек.
Среди таких сложностей и рисков: вопросы финансового мониторинга, комплаенса, выполнения нормативов, капитализации, вопросы управления ликвидностью, громоздкий документооборот.
«На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом. Банкам не стоит конкурировать с ритейлерами, запуская маркет-плейсы — они в этом ровным счетом ничего не понимают. А сетям бессмысленно покупать банки», — резюмирует Свитек.
Полную версию колонки Ивана Свитека читайте здесь.