Когда онлайн-продажи заменят традиционные походы в супермаркеты?
Последние несколько лет аналитики разных стран пророчат массовый переход ритейлеров в онлайн-торговлю и масштабный рост рынка e-grocery. Но как обстоят дела на самом деле?
Ситуация в Украине
Электронная коммерция в индустрии товаров повседневного спроса (FMCG) и продуктов питания (e-grocery) во всем мире развивается семимильными шагами. В Украине же этот канал растет гораздо медленнее, чем в США, Азии и Европе.
По разным оценкам, до карантина доля онлайн-продаж продуктов питания в Украине составляла от 0,5% до 1% от общего товарооборота организованного ритейл-рынка. В 2020 году из-за карантина спрос резко вырос в несколько раз. Например, в Zakaz.ua во время локдауна количество уникальных пользователей мгновенно увеличилось на 78%, а суммарный брендовый спрос на сервисы доставки от февраля к марту 2020 года вырос на 119%. В марте сервисы доставки искали в Google почти 700 тысяч людей, тогда как в феврале — чуть больше 300 тысяч.

Покупки продуктов онлайн быстро стали мейнстримом и одной из основных тенденций в индустрии продуктов питания. Но насколько это изменило ситуацию глобально по общим показателям в нише e-commerce?
Как показало исследование Soul Partners, при поддержке программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины», рынок e-commerce в 2020 году оказался одним из самых динамичных в Украине. Он достиг $4 млрд, что составляет 8,8% от общего объема розничной торговли.
Однако, доля e-grocery от общей доли украинского e-commerce, несмотря на динамику роста, по-прежнему колеблется в пределах 1%. Объем рынка в 2020 году составил всего $ 150 млн. А это значит, что нам есть еще куда расти и ниша фактически свободна. Как отметили в исследовании Soul Partners, лекарства и продукты питания являются относительно новыми категориями на рынке электронной коммерции в Украине с наибольшим потенциалом к росту.

Ситуация на мировом рынке
Согласно отчету McKinsey, в ключевых странах Европы (Франции, Италии, Германии, Испании и Великобритании), в первой половине 2020 средняя доля продуктовых покупок онлайн выросла с 8,8% до 12,7%.
15% потребителей покупали продукты на сайтах, которыми никогда раньше не пользовались. Около 50% респондентов заявили, что будут и дальше покупать через эти сайты часть продуктов. Еще 12% перешли в другие продуктовые магазины, чтобы воспользоваться такими услугами, как доставка на дом или самовывоз.
В США, в первом квартале 2020 года, на долю онлайн приходилось 3% от общего оборота продаж продуктов. После пандемии, во втором квартале, доля выросла до 6% и достигла $7,1 млрд.
По данным сервиса Apptopia, продуктовые компании, такие как Shipt, Walmart и Instacart, выросли за прошлый год на 124%, 160% и 218% соответственно. Заказывать продукты в онлайне становится новой нормой, и этот тренд явно сохранится до конца этого года.
Что прогнозируют эксперты
Онлайн-площадки для продажи продуктов станут новой нормой. За предыдущий год канал вырос в два раза быстрее, чем ожидалось до COVID, и ему еще есть куда расти.
За время пандемии люди во всем мире так привыкли к удобству онлайн-доставки готовой еды и продуктов, что оставили эту привычку и после снятия локдауна. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году общий оборот сервисов доставки еды в мире достигнет $200 млрд. Об этом свидетельствует ситуация роста продаж на рынке.
Что будет с офлайн бизнесом?
Несмотря на динамичный рост рынка e-commerce и e-grocery в Украине, могу уверенно сказать, что онлайн-продажи не скоро вытеснят на второй план традиционные покупки и походы в магазины. Выше приведенные показатели тому подтверждение. Нам еще есть куда расти и офлайн никуда не исчезнет.
Но бизнесу следует учесть, что новые технологии кардинально меняют способ взаимодействия розничных сетей со своими клиентами во всем мире. Украинским ритейлерам важно развиваться в направлении e-grocery. Потребительские привычки изменились, а пандемия сыграла в этом огромную роль. Вынужденно совершая покупки онлайн, люди осознали, что это удобно, позволяет сэкономить время и упростить жизнь.
Поэтому, чтобы ритейлерам не терять клиентов, лучшим решением для бизнеса будет создать возможность выбора — покупка онлайн или офлайн. По данному принципу уже работают гипермаркеты как Ашан, METRO, NOVUS, MегаМаркет, VARUS и другие крупные ритейл-игроки. Нужно внедрять инновации и технологии в бизнес, чтобы не отставать от мира. Это позволит сохранить конкурентное преимущество на рынке, повысит лояльность клиентов, а также станет еще одним каналом для роста продаж и, соответственно, прибыли.