Рельсы единения. Как 155 лет назад одна железнодорожная колея сблизила украинцев Австро-Венгрии и Российской империи
155 лет назад Львов и Черновцы соединила железная дорога, которая дала промышленный толчок Галичине и Буковине, а также облегчила отношения украинцев Австро-Венгрии и Российской империи Олег Шама
-Н у вот, милостивый государь, мы и пересекли азиатскую границу.
— Она же начинается где-то на Урале…
— Конечно, так говорят географы. Но здесь та черта уже за Лембергом [Львовом]…
Этот разговор состоялся между писателем Карлом Эмилем Францозом и его случайной попутчицей в поезде из Вены в Черновцы осенью 1871 года. Железной дороги, по которой тарахтел их вагон, исполнилось тогда всего пять лет. Из величественной столицы Австро-Венгрии до ее отдаленного уголка можно было добраться за полтора суток. Долго, потому что этот рельсовый путь шел в обход Карпат: сначала на север через Брно в Краков, далее на восток до Львова, от которого путь через Станислав и Коломыю спускался на юг в Черновцы, которые стоят почти на одной параллели с Веной.
В той империи кабинетная география действительно отступала перед инженерами, которым приходилось строить дороги. Они сразу сталкивались с пестротой ландшафтов и мешаниной народов, чьи языки, вероисповедания и даже законы причудливо сбивались в одно целое. А именно отец Францоза был из сефардов, но уже считал себя немцем и на свои лекарские средства отправил сына в престижную гимназию Черновцов, которую тот называл «прихожей немецкого рая», а саму столицу Буковины— «оазисом в глубине восточной некультуры».