История праздника Преподобного Симеона Столпника, на который приходится начало церковного новолетия
14 сентября православная церковь празднует Преподобного Симеона Столпника и начало церковного новолетия, пишет в своем материале специально для НВ Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
Преподобный Симеон Столпник родился в 389 году в городе Сисса, который был расположен между Сирией и Киликией. Рос и воспитывался в благочестивой семье. С юношеских лет родители посылали Симеона в уединенные места пасти овец. Однажды будущий подвижник попал в непогоду. Сильный снег препятствовал ему привести стадо на пастбище. Симеон зашел в ближайший храм, где в то время шло богослужение, и его сердца коснулись евангельские слова: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся… Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф., 5, 4, 8). Симеон сразу изменился, покинул свое земное дело и ушел в монастырь Теледы близ Антиохии, в котором нес строгий подвиг около десяти лет.
Сверхчеловеческой силы подвиги и усмирение тела через уподобление страданиям Христовым привели к тому, что Симеон вынужден был покинуть монастырь, поскольку братия не очень воспринимала его упражнения и опасалась, что молодые монахи соблазнятся этими невыносимыми страданиями будущего столпника. Подвижник удалился, пошел в горы и там, найдя глубокий колодец, который высох, слез до самого его дна и стал там жить и молиться. Братия монастыря раскаялась в том, что выгнала Симеона со своей общины и стала искать его. На мольбы братии подвижник ненадолго вернулся в монастырь.
Впоследствии Симеон перебрался в соседний с монастырем город Теланисс и там в заброшенной келье в затворе провел три года. Однажды он попросил своего друга Басса, чтобы тот во время Великого поста замуровал дверь его кельи и не подавал никакой ему еды. Но Басс согласился выполнить просьбу Симеона при одном условии, если он позволит ему на все сорок дней оставить шесть хлебов и целый сосуд воды. Подвижник дал согласие, но когда прошел пост, Басс вошел в келью и увидел, что ни хлеб, ни вода не были потреблены, а Симеон настолько ослаб, что лежал на полу и ничего не мог говорить. Только причастившись Святых Христовых Тайн, подвижник почувствовал, как к нему возвращаются силы.
Подвижничество есть тогда угодным Богу, когда оно возрождает в первоначальной красоте образ Божий в человеке
После трех лет затвора Симеон поднялся высоко в горы и там себя приковал цепями к скале. Это вызвало у многих, кто к нему приходил, величайшее недоумение. Со словами наставления к подвижнику обратился хорепископ Антиохийской Церкви Мелетий и умолял его оставить такой странный подвиг, который не приносит никакой пользы. Симеон понял, что подвижничество есть тогда угодным Богу, когда оно возрождает в первоначальной красоте образ Божий в человеке. Он послушал владыку и снял цепи, которые въелись в его тело, покрытое червями. Однако делал это Симеон добровольно ради страданий Христовых.
Слухи о великом подвиге Симеона ходили по всем окрестностям, городам и даже соседним странам. К нему приходило много христиан, чтобы получить благословение и глазами видеть его сверхчеловеческие страдания. Симеон все больше хотел уединенной жизни и бежал от многих надоедливых людей. Однажды он видел видение — лестницу, наверху которой стоял Христос и звал его. Тогда подвижник поставил столб и поселился на его верху. Впоследствии он ставил столбы один за другим, но высокие. Последний столб был высотой в шестнадцать метров, на нем Симеон простоял до конца дней своей земной жизни, творя всевозможные чудеса и исцеления для людей, которые приходили к нему.
Подвижник не только вступал в духовную борьбу и накладывал на себя всевозможные невыносимые для простого человека упражнения. Он понимал тогдашнюю жизнь Церкви. Например, известны его письма к императору Феодосию II по вопросу церковных порядков. Соответственно император считал Симеона святым и небесным мучеником.
Тысячи паломников, которые приходили в новосозданный монастырь под названием Мандра, во дворе которого стоял высоченный столб с подвижником Симеоном наверху, считали его ангелом. Следовательно, все его мысли, подвиг и духовные упражнения были настроены на полное смирение и доброту к паломникам, которые на него смотрели снизу. Симеон Столпник прожил 69 лет из которых 56 посвятил земному духовному подвигу.
14 сентября (по старому стилю 1 сентября) на Симеона Столпника празднуем начало нового церковного года, или так называемого индикта
После смерти Симеона его тело с почестями и сопровождением военных при большом количестве людей было перенесено в Антиохию и положено в храме, а затем в просторном мартирии, который специально был построен для большого количества паломников. В дальнейшем здесь продолжались исцеления от мощей и благодатная помощь тем, кто в ней нуждался. В 468 г. по просьбе равного в подвигах Даниила Столпника император Лев I перенес мощи Симеона в Константинополь, где специально для них был построен храм рядом со столбом Даниила. Зато Мандрский монастырь, как место подвига Симеона Столпника, стал расцветать. К братии монастыря присоединилось много монахов, жаждущих суровых подвигов. Впоследствии обитель присоединилась к монофизитам (VII в.) и стала приходить в упадок. Окончательно была разорена арабами в 985 г.
14 сентября (по старому стилю 1 сентября) на Симеона Столпника празднуем начало нового церковного года, или т. н. индикта. Термин происходил от обычая римских императоров в этот день собирать ежегодный налог на армию. Также с этого сентябрьского дня начинался сбор урожая и подготовка к новому сезону. Некое начало очередного земледельческого этапа было присуще для евреев в Ветхозаветную эпоху. В своем слове к началу индикта святитель Димитрий Ростовский указывает на многие ветхозаветные события, которые произошли в месяце сентябре: Ноев ковчег встал на горах Араратских; в этот месяц пророк Моисей сошел с горы, неся новые скрижали закона Господня; в этом месяце архиерей великий в Святая Святых раз в год заходил; в сентябре был освящен храм Соломонов, и тому подобное. Все это входило в Ветхозаветную историю. В этом месяце, его первого дня пришел Господь Иисус Христос в Назарет, где был воспитан. В синагоге среди учителей Он стал читать книгу Исайи пророка, где было написано: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие тюрьмы, проповедовать лето Господне благоприятное…» (Ис. 61, 1, 2). На сегодня преподобный Иоанн Дамаскин написал много песнопений для богослужения.
День Семена богат на народные обычаи и традиции. Некоторые из них утеряны навсегда. Еще в казацкие времена в этот день происходили пострижины молодых ребят, которых впервые сажали на коня. Этот обычай происходил еще с древних княжеских времен, когда так же княжичей сажали на коня с большими почестями проводили в церковь, где их пострижины совершал епископ. В ночь на Семена Столпника был когда-то в Киеве праздник «свадьба свечи» — своеобразный карнавал огней на рынках. На Симеона Столпника начинались посиделки. Ткачи устанавливали станки, брались за работу столяры, ободники и кузнецы. От «Семенова дня» начинали копать картофель, печь его в картофельной ботве и греть руки, чтобы зимой не мерзли.
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.