Чего ждать от Рады и от Банковой. Громкие отставки, гипер-усиление Андрея Ермака и другие неожиданности политической осени
В ВР стартовал новый сезон, — НВ узнал, какие сюрпризы власти и парламентарии приготовили на ближайшие месяцы стране и друг другу.
7 сентября Верховная Рада официально завершила сезон отпусков и приступила к работе. Начал парламент плохо, резко ограничив доступ журналистов в кулуары.
Что будет дальше? НВ с помощью экспертов и политиков определил ключевые точки, вокруг которых уже этой осенью и зимой закружат главные парламентские вихри. Они повлияют не только на саму Раду, но и на ситуацию в стране.
СБИТЫЕ И НЕ СБИТЫЕ ЛЕТЧИКИ — КАКИХ ОТСТАВОК ЖДАТЬ ОСЕНЬЮ? На последних совещаниях в ОП Владимир Зеленский и Ко, по данным НВ, определились с тройкой топ-чиновников, которые должны уже в ближайшие недели покинуть Кабмин. Это глава Минобороны Андрей Таран, министр соцполитики Марина Лазебная, а также руководитель министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский (он же — вице-премьер).
«В Вашингтоне [в ходе недавнего визита Зеленского] подписали дюжину соглашений с Пентагоном, но Таран мало что в этом смыслит. Как он их воплотит?», — задается вопросом один из представителей руководства президентской фракции Слуга народа (СН), попросивший не называть его фамилии.
Тарану в правительстве сейчас активно подыскивают сменщика, заверили НВ сразу два высокопоставленных источника в СН. Но окончательной кандидатуры на пост министра обороны пока нет. Один из собеседников редакции уточнил лишь то, что в этот раз министерство возглавит «менеджер из гражданского сектора».
Еще один «уходящий» — Уруский: собеседники НВ из числа топовых представителей президентского монобольшинства винят вице-премьера в слишком вялом сотрудничестве с директорами оборонных заводов.
«Эта должность [Минстратегпром] для работы в полях. Нужно было активно ездить по регионам, слушать и ублажать директоров оборонки, а не отсиживаться в Киеве, — заявил один из источников. — Он [Уруский], конечно, заключил госконтрактов [на поставки оружия и боеприпасов в Минобороны с предприятий Укоборонпрома] на 1,5 млрд грн, но это очень и очень мало».
Заменить Уруского может, по данным НВ, 62-летний гендиректор Турбоатома Виктор Субботин. Или 71-летний Олег Коростелёв, директор госпредприятия КБ Луч.

С Лазебной — схожая история: она, по словам представителей монобольшинства, не смогла качественно запустить госуслугу «пакет малыша» (набор памперсов, одежды и прочего, одноразово и бесплатно предоставляемый новорожденному государством), а значит, с пенсионной реформой, запуск которой Банковая готовит на осень, дела пойдут еще хуже. «Сначала Лазебную сильно защищал [премьер Денис] Шмыгаль, но теперь и он понял, что у нее ничего не получается», — считает один из руководителей фракции СН.
К слову, сам Денис Шмыгаль, по мнению собеседников редакции, скорее всего еще на год сохранит за собой премьерское кресло. К нему, мол, пока нет серьезных претензий.
«Шмыгаль прекрасно вжился в роль тени Зеленского», — отметил источник НВ в монобольшинстве.
Да и идти на перезагрузку правительства Банковая сейчас не хочет — это хлопотно и опасно.
Столь же уверенно может себя чувствовать и генпрокурор Ирина Венедиктова.
«Информация о ее отставке — это лишь слухи. Она на хорошем счету в ОП. Передала дело [депутата ОПЗЖ Виктора] Медведчука в суд. Работает, не поднимая головы, даже по выходным», — заявил на условиях анонимности один из руководителей СН.
Сообщения об отставке Венедиктовой, по его словам, продуцировал Федор Вениславский, депутат СН и представитель президента в Конституционном суде (КСУ), — таким образом тот мстил генпрокурору, которая уволила из своего ведомства его брата Владимира Вениславского.