Без «химии», но положительно. Как эксперты оценивают встреча Зеленского и Байдена
Главное, что увидели дипломаты, специалисты по вопросам обороны и внешней политики в итогах тет-а-тет между украинским и американским президентами.
Важнейшая беседа для Владимира Зеленского - так оценивает встречу украинского лидера с его коллегой Джо Байденом в Вашингтоне аналитики.
Тет-а-тет состоялся на второй день официального визита Зеленского в США - в Овальном кабинете Белого дома. Разговор продлился два часа, вместо запланированных 60 минут. Глава МИД Дмитрий Кулеба считает, что эта встреча вывела отношения Киева и Вашингтона на более высокий уровень, а результатом саммита стала многоцелевое совместное заявление о сотрудничестве стран в ряде сфер. Согласно его содержанию, центром отношений между Украиной и США станет обновленная Комиссия стратегического партнерства на уровне глав иностранных ведомств.
НВ попросил экспертов оценить результаты этой встречи для украинского-американских отношений.
«США четко и недвусмысленно высказались относительно оккупированных территорий Донбасса и Крыма», - Владимир Огрызко, министр иностранных дел Украины в 2007-2009 годах.
«В целом, считаю, что встреча на высшем уровне была положительной. Она наметила ключевые направления, которые отвечают нашим национальным интересам. Хотя, не думаю, что она была слишком любезной. Зеленский не случайно сказал, что он не знает относительно химии [между ним и Байденом]. Думаю, химии пока нет. Она появится тогда, когда Байден увидит, что обещания превращаются в результаты.
Если Комиссия по стратегическому партнерству, которая не работала последние годы, будет заниматься реализацией совместного заявления, то ее оживление является чрезвычайно важным. Потому что в этой комиссии работают рабочие группы, которые рассматривают конкретные вопросы. И стоит надеяться на результат. Если она заработает в октябре-ноябре, то это будет первым практическим результатом этой встречи.
В политическом смысле позитивом является то, что США четко и недвусмысленно высказались относительно оккупированных территорий Донбасса и Крыма [ "США не признают и никогда не признают русский попытку аннексии Крыма", - говорится в совместном заявлении].
В дипломатических документах слово «никогда» почти никогда, простите за тавтологию, не употребляется. Это не характерная для дипломатических документов форма. Это уже повторение, но теперь это в общем документе. Это очень серьезный политический сигнал прежде всего Российской Федерации, которая все еще надеется, что, возможно, как-то это мхом порастет и об этом забудут. Нет, об этом не забудут. И такая формула действительно очень является серьезной политической поддержкой.
В тексте заявления говорится и о том, что Украина и США будут делать все, чтобы привлечь Россию к ответственности за нарушение международного права. Это тоже очень нетрадиционные формулы, в дипломатической практике используются достаточно редко.
Если говорить о практических вещах, которые отмечены в этом совместном заявлении, и те документы, которые уже подписаны, то речь идет о практическом развороте к важной для нас теме - к обороне. И здесь не только о получении $ 60 млн для закупки очередной партии [бронебойной системы] Джавелин, или другой техники, а в том, что благодаря комиссии это приобретет системный характер. Не когда-нибудь, а регулярное обсуждение раз в несколько месяцев. Будет анализ того, какие были проблемы, что нужно сделать, добавить или отнять. И таким образом этот диалог стимулирует дальнейшую работу. Очевидно, что нам нужна еще и серьезная помощь со стороны США для обороны Черноморского и Азовского побережья. Нужно создавать почти с нуля украинский военно-морской флот, обновлять наши воздушные силы, авиацию, ПВО и так далее. То есть это направления, по которым подгруппа по вопросам обороны будет работать постоянно.
И, что немаловажно, США будут выделять на это соответствующую материальную помощь. Потому что можно сделать красивые заявления, но если они не подкрепляются практическими действиями и финансами, тогда они остаются лишь заявлениями. Здесь речь идет о весьма практичных вещах. Хотя, безусловно, не говорится о конкретике, поскольку это не может быть темой для публичного договора».
«В течение двух недель увидим, готов ли Зеленский выполнять обещания», - Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции.
«Совместное заявление Байдена и Зеленского является фиксацией обязательств между Украиной и США. Публичными эти договоренности являются именно для того, чтобы украинцы точно знали, что именно должен сделать Зеленский для сохранения и усиления военной, политической и финансовой поддержки США в войне с Россией. Победить последнюю без поддержки США невозможно, по крайней мере на этом этапе.
В течение ближайших двух недель мы увидим, осознает Зеленский значимость этих обязательств. Процитирую совместное заявление: «Немедленное избрания нового Специализированного антикоррупционного прокурора в соответствии с лучшими международными практиками».
Сейчас же конкурс заблокирован по указанию Офиса президента, поскольку их главный кандидат [председатель комитета правовой политики от СН] Андрей Костин вылетел из конкурса. Офис Зеленского должен немедленно разблокировать конкурс. Убежден, что российская агентура руками [заместителя председателя ОП Олега Татарова] и [экс-заместитель главы Администрации президента Януковиче] Портнова сделают все, чтобы организовать нарушения украинской властью взятых на себя обязательств. Вопрос: отреагирует Зеленский на эту очевидную государственную измену, и в дальнейшем готов закрывать глаза».
«Для Байдена визит Зеленского был вынужденным», - Илья Куса, эксперт по международной политике Украинского института будущего.