Кейс украинцев. Как открыть ресторан в Канаде
Иногда спрашиваешь себя: «Украинский бизнес в Канаде, это баг или фича?» При большом количестве выходцев из Украины, компактном проживании украинцев в Эдмонтоне, Торонто, Ванкувере, Монреале — украинских вывесок мало.
В отличие от многих этнических общин в Канаде украинская община относится к бизнес активности, как к непредсказуемой: где-то между невниманием и предостережением. Поэтому есть свои культурные объяснения — общество с самого начала, с первых активистов в 1920-х формировалась как очень политизированное. Первые фермерские и рабочие объединения украинцев, хотя и стали пионерами credit unions — коллективной организации банковского дела, но объединялись преимущественно вокруг левых идей, быстро политизировались и не образовывали бизнес сообществ.
Послевоенная волна иммиграции, волна беглецов от войны и тоталитаризма принесла в Канаду, как никакая другая, уже готовую бизнес элиту. Эта волна поселилась преимущественно в крупнейших городах своего времени: Торонто и Монреале. Эта генерация, хотя и создала несколько бизнес союзов, но не была столь массовой, чтобы повлиять на предыдущие и последующие волны иммигрантов. Две последние волны, из УССР и независимой Украины, были настолько novice в либеральном канадском обществе, что их усилия часто погружались в глубокие рыночные ниши.
Только сейчас, с приходом в бизнес первых иммигрантов миллениалов начинает вырисовываться картина нового успеха украинского дела в Канаде.
Возможно примером ориентированного на широкого потребителя украинского бизнеса можно считать быстрый взлет ресторанной сети Kozak в Ванкувере.
Учредители — семья молодых иммигрантов из Киева. Сергей Кузнецов и Ирина Карпенко.
Когда у владельцев местные журналисты спросили, какие были преграды на пути этого нового бизнеса, ответ был быстрым: «Никаких преград»
Начав деятельность с лотка «Solodko» на культовом рыбном рынке Stiveston в 2013 году сегодня, несмотря на дополнительный ковидний стресс, результаты впечатляющие: два популярных ресторана и в сентябре, в историческом центре Ванкувера — Gastown открывается третий большой ресторан. Интересно, что ресторан в Gastown открывается на месте немецкого ресторана, который закрылся во время пандемии. То есть, хочется сделать смелый и оптимистичный вывод, что украинский ресторанный бизнес оказался на этот раз живучее немецкого.
Из нескольких сжатых, но скорее комплиментарных статей в местных бизнес бюллетенях можно прочитать, что киевлянка Ирина Карпенко всегда мечтала о своем ресторане. И не только мечтала — она закончила магистратуру в ресторанном бизнесе. Ее муж, Сергей Кузнецов получил в Канаде МВА. Собственно, обучение Сергея и было причиной их начал в Канаде.
«Just like grandma used to make» популярный слоган украинских ресторанов в Канаде. В этих словах чувствуется позиционирование на потомков ранних волн миграции, вероятно более интересная, значительно более широко интегрированная англоязычная прослойка украинской диаспоры, чем последняя волна.
С появлением ресторана Козак совпало и переименование бренда под которым продаются сладости на Kozak Bakery («Казацкая Лепешка»). «Многие украинские блюда сугубо веганские», говорит Ирина. Ресторан и пекарня пытаются использовать преимущественно местные продукты. Хотя мак, без которого в украинской перепичке вероятно никак, все же из Новой Зеландии. Не выращивают достаточно мака в Канаде, жалуется хозяйка ресторана.
«Украинская кухня не только вареники (которые в Канаде называют чаще пирогами), но также и сладости».
Сейчас ресторан имеет около 20 работников. Объявление о найме на работу в Kozak Eatery можно найти быстрым поиском в сети. Зарплата на которую жители начале идут работать в рестораны $15 в час. Учитывая, что Ванкувер чуть ли не самый дорогой город Канады, и $15 в час это минимальная зарплата в провинции Британская Колумбия, владельцы должны иметь особый талант к управлению. Впрочем, молодежь идет работать в рестораны, имея в виду, что это хороший опыт для собственного дела в будущем.
Посещая ресторан в восточном Ванкувере быстро замечаешь, что и в дизайне, и в атмосфере на кухне (стены между работниками и посетителями в ресторане нет) есть своя производительная синергия. «Все связано. Наши идеи и видение вдохновляют нашу команду, команда превращает эти планы в продукт и сервис. Это делает опыт клиентов положительным. Клиенты распространяют свой опыт среди заинтересованных людей. Что возвращается к нам новым вдохновением,» — говорят хозяева бизнеса.
Даже имея блестящее образование владельцев, инфраструктурно это был, можно сказать, «низкий старт». Они открылись имея 3 лотка на Farmers Markets — канадских рынках. Начинать бизнес на рынках, этнических фестивалях удобная и доступная форма для такого бизнеса в Канаде. Первый день Solodko запомнился Сергею и Ирине, как снежный день в феврале 2013 года. В этот первый день они продали перепички на $180. Первым рынком был культовый рыбацкий рынок Steveston в районе в котором сегодня проживают преимущественно выходцы из Азии. В том же году они вышли уже на $1000 продаж в день, имея свои лотки на 10 рынках, разбросанных от Steveston на юге Большого Ванкувера до курорта Whistler на севере за городом.
Также перепички брали на свои витрины местные кафе. «Снимали пекарни ночью и на следующее утро продавали сладкое на рынках» вспоминают владельцы.
Когда у владельцев местные журналисты спросили, какие были преграды на пути этого нового бизнеса, ответ был быстрым: «Никаких преград». Все идет как им мечтается и, хотя вполне возможно их ожидают вызовы роста в будущем, Ирина и Сергей считают, что Канада — хорошее место для начала собственного бизнеса.