Рынок древесины. Допустит ли власть монополизацию продаж?
Почему тормозятся реформы на рынке необработанной древесины с объемом продаж около 12 млрд гривен в год?
Старый-новый серый рынок древесины
В начале июня 2021 на форуме «Украина 30. Экология», Президент Зеленский сказал следующее: «Мы вводим новые правила продажи древесины, которые ликвидируют серый рынок в Украине. В частности, на электронных аукционах Прозорро и без коррупционных рисков должно реализовываться 100% необработанной древесины». Напомню, что с февраля 2020 года действует пилотный проект по реализации древесины в Prozorrо.Продажи — лесхозы должны объявлять на электронных аукционах 25% ежемесячной лесозаготовки или больше. Эксперимент является успешным, и уже стоял вопрос, чтобы продавать через электронную систему 100% заготовки древесины.
Однако, в июле вступил в силу закон 738, который кардинально изменил законодательство, регулирующее товарные рынки. Начала действовать новая редакция закона о товарных биржах. Его нормы требуют, чтобы так называемая стандартизированная продукция (древесину хотят признать такой продукцией) продавалась через лицензированные товарные биржи. Прозорро.Продажи не является товарной биржей, и уже здесь есть противоречие с тезисами президента, которые были озвучены на форуме.
Но поговорим об этих двух нововведениях: лицензировании бирж и стандартизированной продукции.
Закон 738 ввел много изменений — все товарные рынки перешли из-под управления МЭРТ к Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Хотя, если судить по названию Комиссии, такое подчинение ей не свойственно. Лицензирование товарных бирж начало действовать с июля, и именно Нацкомиссия по ценным бумагам выдает лицензии.
На сегодняшний день такую лицензию получила только одна биржа. Конечно, никто не запрещает получить лицензию и другим товарным биржам, которые имели такой статус до июля 2021. Но обратите внимание, Закон 738 был принят еще год назад (с июля 2021 вступил в силу). Все знали, что лицензирование введут, однако подготовилась и получила лицензию только одна биржа. Лицензионные условия овольно жесткие:
- 20 млн уставного капитала, который подтвержден источниками дохода;
- наличие электронной торговой системы (странное совпадение с названием, используемым в Прозорро.Продажи)
- наличие помещения от 100 кв.м и прочее.
По факту, на этом поле сейчас есть только один игрок и не понятно, когда и появятся ли другие.
Еще одна сторона этой схемы — необработанную древесину хотят признать стандартизированной продукцией (в законе употребляется термин «вещи, определенные родовыми признаками»). В соответствии с Законом 1587-IX перечень видов продукции, торговля которыми осуществляется на организованных товарных рынках, должен быть утвержден постановлением Кабмина. Отмечу важный нюанс — пока не приняли перечень, ни один госорган не может ограничить продажу древесины через Прозорро.Продажи. Пока неизвестно, попадет ли в перечень древесина. Но, если это произойдет, то ее можно будет продавать только через товарную биржу. Пока единственную, имеющую лицензию.
Итак, вместо экосистемы Прозорро.Продажи и 42 площадок, которые к ней подключены, может вернуться серый механизм продажи необработанной древесины, но уже на новом уровне — с признаками монополии. В течение последних двух лет мы боролись за то, чтобы не было ограничений в доступе к сырью для покупателей, чтобы не было «ручного» распределения сырья между «приближенными» покупателями. Монопольная схема обнулит реформы. Мы можем вернуться к тому, что было раньше.
Почему замораживают проект, который дает положительные результаты? До 2020 года древесину продавали через биржи фактически в закрытом режиме. Все знали, что на них происходит распределение сырья между игроками и такие торги являются лишь формальностью. Эту модель должны были изменить электронные аукционы в Прозоро.Продажи, о чем и говорил президент.
Почему Прозорро.Продажи:
• В системе невозможно скрыть информацию о лоте, который выставлен на продажу. Как только аукцион объявляется на одной из аккредитованных площадок, информация мгновенно транслируется на все остальные. Площадки конкурируют между собой, находят и привлекают как можно больше клиентов в каждый аукцион, что приводит к росту цены продажи товара.
• Любые нарушения сразу становятся заметны журналистам, экспертам и самим участникам. Действует сквозной общественный контроль.
• Невозможно исказить результаты аукциона. В системе фиксируется вся информация о подготовке и ходе торгов до мельчайших деталей: данные об участниках, их ставки, заключенные соглашения, жалобы, вопросы и многое другое. Ни одна биржа не предлагает такого уровня открытости и детализации информации о торгах.
Хотя эксперимент по продаже 25% лесозаготовки в Прозорро.Продажи начинался трудно (из-за сопротивления игроков рынка), наконец, уже продано древесины на 1,8 млрд грн. Результаты аукционов были наиболее успешными в первом полугодии 2021 года. Участие в них приняли 1537 деревообрабатывающих предприятий. Благодаря конкуренции средняя цена каждого кубического метра древесины, который был реализован на аукционе, выросла на 32%.
Пилот достиг ожидаемых результатов, поэтому был разработан проект постановления Кабмина, который продолжал действие экспериментального проекта, но распространялся на 100% плановой заготовки древесины. Постановление можно найти здесь, и оно уже должно было быть утверждено. Но рассмотрение, чуть ли не в последний момент, перенесли. На рынке циркулируют слухи, что продажа древесины будет происходить исключительно через товарные биржи, и это влияет на участников, которые работают в Прозорро.Продажи.
Как результат:
- В Прозорро.Продажи за июль объявлено на 65% меньше аукционов, чем в июне;
- Торги по древесине постепенно переходят на модель продажи, которую 2 года пытается реформировать новая власть;
- Лесхозы не понимают, где публиковать аукционы, ведь получают различные указания и модели, которые динамично изменяются.
Рынок древесины требует прозрачных условий
Несанкционированные вырубки лесов, незаконный экспорт древесины и подобные вещи — это следствие. Пока будут существовать теневые схемы реализации древесины, недобросовестные «предприниматели» будут уничтожать украинские леса. Рынку с ежегодным объемом продаж 12 млрд гривен нужна прозрачная система продаж, в которой невозможна договоренность между покупателем и продавцом, где все участники имеют равный допуск к лотам. Все должны видеть все: сколько и какой древесины продает каждый лесхоз.
По моему мнению, нужно предотвратить даже теоретические шансы возникновения монополии на продажу необработанной древесины. Только так можно гарантировать увеличение доходов от продаж.
Благодаря Прозорро.Продажи удалось вывести часть рынка древесины из тени, и путь электронных аукционов, который мы начали в 2020 году, должны продолжить. Для этого Кабмину необходимо утвердить продолжение пилота и привлечь к продаже древесины все электронные площадки и биржи системы Прозорро.Продажи.
Рынок древесины должен быть прозрачным на 100 процентов, что сделает бизнес в этой сфере цивилизованным и сохранит наши лесные ресурсы.