«Путин нерационален». Владимир Зеленский о президенте РФ, встрече с Меркель и Байденом и русском языке в Украине — интервью
Накануне встречи с немецким и американским лидерами Ангелой Меркель и Джо Байденом украинский президент Владимир Зеленский дал откровенное интервью пяти журналистам из разных стран — США, Германии, Франции, Украины и России
В ближайшие две недели президента Владимира Зеленского ожидают две непростые, но крайне важные международные встречи. Важнейшие за долгое время.
Сначала к нему в гости пожалует политик, который доминировал в Европе более десяти лет. После чего сам Зеленский побывает с гостевым визитом у, возможно, самого влиятельного человека мира.
22 августа в Украину прилетит канцлер Германии Ангела Меркель. Перед этим она встретится в Москве с президентом РФ Владимиром Путиным и привезет оттуда какую-то общую точку зрения по решению украинских проблем — чем компенсировать потерю транспортировки газа Украиной и как достичь прогресса в урегулировании войны на Донбассе.
Меркель долгое время был одним из немногих политиков, которому удавалось принуждать Путина к компромиссам. Осенью она уходит с политической сцены после 16 лет управления Германией, и как прощальное послание преподаст украинцам последний урок прагматической realpolitik.
Уже через неделю после этого, в конце августа, Зеленский отправится в США налаживать отношения с президентом Джо Байденом. Многие в Украине предполагали, что смена администрации в Вашингтоне приведет к прорыву в украино-американских отношениях. Она не привела. Байден встретился с Путиным в Женеве, дал зеленый свет Северному потоку-2 и отказал Зеленскому в безусловной поддержке — потребовал борьбы с коррупцией и выставил другие «невозможные» условия.
За несколько дней до этих встреч Зеленский и его окружение наконец смогли реализовать свое давнее желание расширить нормандский формат. Пока, правда, только в общении с медиа. Накануне визита Меркель украинский президент испытал свои силы в коллективном общении с журналистами пяти стран.
К традиционным странам «четверки» добавились Соединенные Штаты. Америку представляло издание Washington Post, Францию — газета Liberation, Украину — НВ, Германию — издательский дом Funke Media со многими региональными газетами (включая Berliner Morgenpost). Вопрос российского медиа закрыли поэтом и писателем Дмитрием Быковым из последнего в РФ «недобитого» независимого издания Новая Газета.
Состав участников обусловливал беседу исключительно на тему внешней политики. Однако разговор вышел за эти пределы.
НВ публикует самые интересные моменты из этого общения, указывая возле вопросов названия изданий.
Funke Media: Как вы считаете, какие месседжи будут от Меркель к Путину, если они встретятся?
Владимир Зеленский: Честно говоря, я не Ванга и сказать стопроцентно, о чем они будут говорить, я не могу. Я думаю, что там есть блоки вопросов двусторонних отношений, но есть вопросы, связанные с безопасностью. Это, прежде всего, я думаю, будут обсуждать нашу следующую встречу нормандской четверки; тем более, что она должна была состояться именно в Берлине, очередь за Берлином.
И также вопрос, который я связываю именно с безопасностью Украины, это вопрос [российского газопровода] Северный поток-2. Поэтому я говорил госпоже Меркель, что мое предложение было — обсуждать эти вопросы именно в нормандской четверке, чтобы в адженде нормандской встречи был и вопрос Северного потока-2, потому что это прежде всего вопрос безопасности.
Funke Media: Вы знаете, что госпожа канцлер Меркель всегда выступала за поддержку диалога с Путиным. Как вы оцениваете, возможно, она была в этом диалоге слишком мягкой в прошлом?
Владимир Зеленский: Я думаю, что сейчас непростая позиция у госпожи Меркель, потому что она действительно всегда очень хотела помогать Украине и при этом хотела сохранить отношения хорошие, теплые или экономические с Россией, хотя я знаю, что немецкая сторона всегда называет их прагматичными. Я думаю, что есть много вещей, которые влияют на мягкость диалога между Германией и Российской Федерацией. Я считаю, что — если хотите мое личное мнение, я его не скрываю в принципе, — так не получится, невозможно быть, как говорится, на двух стульях. Тем более, что, к сожалению, расстояние между этими стульями ежедневно увеличивается.

НВ: Вас вообще беспокоит сама та ситуация, что сначала Меркель летит в Москву, а потом — в Киев?
Владимир Зеленский: Я в целом очень спокойно отношусь, когда люди куда-то летают, если этот результат не влияет плохо, например, на наше государство. Я не знал, когда мы с ней договаривались, о чем-то говорили еще на встрече в Германии, еще не была согласована дата между Украиной и Германией, когда она прилетит, и мы ее ждали на 24-е... Обсуждались разные даты, 22 число, начинается наше празднование, поэтому я в принципе доволен ее решением. Но я не знал, что она будет у президента России, я думаю, что она, наверное, и не должна нам говорить, что она куда-то перелетает. Поэтому я уверен, что она прилетит с каким-то видением, с каким-то общим результатом.
НВ: После Москвы?
Владимир Зеленский: После Москвы. Я уверен. Почему? Потому что мы не можем просто с ней заниматься встречами: у нас время, когда люди встречаются, прошло, — уже «конфетный» период завершился.
НВ: Я имел в виду, не беспокоит ли вас, что Меркель о чем-то договорится с Путиным, и привезет эти готовые решения для выполнения Киеву?
Владимир Зеленский: Я не думаю, что к нам приедут с какими-то «подарками». За эти по крайней мере несколько лет, за 2,5 года, мы этого не видели. Но иногда лучше иметь не очень хороший результат, но конкретный (чего мы не можем получить иногда от некоторых государств, сочувствующих), чем просто ничего не иметь. Поэтому я думаю, что у нее будет предложение о возможности безопастностной ситуации по Северному потоку-2, то, что мне понятно. Например, какие-то гарантии, которые будет предлагать Россия по сохранению объема газа после 2024 через украинскую трубу и т.д., — я не знаю всех этих вопросов. Пока мне повестку дня нашей с ней встречи никто не показывал. Я думаю, что никто эту повестку дня не будет, к сожалению, видеть до встречи ее с президентом России. Один из немногих, кстати, будет самолет из Москвы в Киев.