Телевизионщики выступили против моратория на рекламу медпрепаратов
В Индустриальном Телевизионном Комитете отметили, что запрет на рекламу лекарственных средств и медицинских препаратов затронет также и огромное количество санитарно-гигиенических товаров широкого потребления.
Профессиональное объединение ведущих украинских телеканалов Индустриальный Телевизионный Комитет (ИТК) выступили против моратория на рекламу в СМИ лекарственных средств и медицинских изделий. Об этом говорится на сайте Комитета.
С соответствующим заявлением ИТК обратился к президенту Украины Владимиру Зеленскому, главе комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики, Секретарю СНБО, председателю Нацсовета по вопросам ТВ и радио и Премьер-министру Украины.
В Комитете выразили поддержку инициативе власти позаботиться о качестве и продолжительности жизни украинцев и поддержали тезис о необходимости минимизации вредного воздействия самолечения на здоровье граждан. В то же время в ИТК отметили, что достижение этой цели возможно и без «упрощения данной проблемы к рекламе лекарств в СМИ».
«Введение моратория существенно ограничивает право потребителей на доступ к необходимой им информации о свойствах лекарственных средств и медицинских изделий, возможности и варианты как лечения, так и профилактики заболеваний и основывается на ложном представлении, что граждане безоговорочно доверяют рекламе и не способны анализировать информацию», — говорится в обращении ИТК.
Также авторы обращения подчеркнули, что к категории медицинских изделий относится огромное количество санитарно-гигиенических товаров широкого потребления: средства ухода за полостью рта, детские памперсы и салфетки, средства женской гигиены и т. д.
«Мораторий на рекламу этих и подобных товаров вряд способствовать улучшению санитарно-эпидемической ситуации», — отметили в ИТК.
В Комитете добавили, что на сегодняшний день полного запрета рекламы лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации не существует ни в одной из развитых стран мира.
Также в ИТК подчеркнули, что действующее украинское законодательство предполагает лишь запрет на рекламу рецептурных лекарств. Также законодательство предполагает ряд достаточно строгих требований и ограничений относительно содержания рекламы лекарственных средств. В частности речь идет и о предупреждении о недопустимости самолечения.
В комитете добавили, что это является стандартом максимально достаточного ограничения рекламы лекарственных средств в Европе и других развитых странах.
Также в Комитете предупреждают, что запрет на рекламу медицинской продукции приведет к тому, что производители начнут искать другие способы продвижения препаратов, в том числе и через больницы и аптеки. В ИТК считают, что это приведет к следующим последствиям:
- обострение проблемы самолечения;
- лишение граждан надежного источника информации (радио, телевидение);
- активизации неконтролируемой информации о лекарствах через средства Интернета;
- изменение статуса ряда лекарственных средств, реклама которых невозможна, на функциональные пищевые добавки, косметические средства, лечебные травы, рекламировать которые не запрещены;
- распространение разного рода целительства, мошенничества и тому подобное;
- интенсификацию распространение в аптеках информации о лекарственных средствах как средствах фармацевтического маркетинга;
- провоцирование увеличения объемов выплат дистрибьюторами лекарств гонораров врачам количества выписанных рецептов;
- появление ряда новых легальных и нелегальных методов продвижения продукции;
- снижение объемов продаж ряда препаратов,
- уменьшение оборотных средств дистрибьюторов и аптек,
- снижение ассортимента продукции;
- рост цен на лекарственные средства.
Также в ИТК считают, что введение моратория приведет одновременно к существенным потерям государственного бюджета и рабочих мест в фармацевтической отрасли.
«Пока только поступления платежей по налогу на добавленную стоимость от субъектов рынка, задействованных в создании и распространении телевизионной рекламы, оценивается в сумму до 1 млрд гривен», — заявили в ИТК.
Отмечается, что запрет рекламы будет иметь резкое и существенное влияние на продажи фармацевтических компаний, из которых 50% - национальные производители.
Напомним, что в СНБО предложили запретить в Украине рекламу лекарств и медпрепаратов до 2024 года.