Втираются в доверие. Банки и платежные системы назвали самый опасный вид мошенничества с банковскими карточкам
Низкая финансовая грамотность украинцев делает их уязвимыми перед мошенниками. Особенно, если они используют не технологические уловки, а психологические.
Количество случаев мошенничества с платежными картами украинцев растет по мере того, как и сами украинцы все чаще переходят на безналичные платежи. Если в 2019 году в НБУ зафиксировали 72 тыс. случаев мошенничества, то в 2020-м — уже 101 тыс. О существующих видах мошенничества, способах их избежать и том, как сохранить средства на счете, пишет НВ Бизнес.
Эксперты в сфере банковской и кибербезопасности выделяют пять основных видов мошенничества с банковскими картами:
— мошенничество с использованием банкомата;
— интернет-мошенничество;
— мошенничество в терминальной сети;
— мошенничество в системах дистанционного обслуживания (ДБО);
— социальная инженерия.
О последнем расскажем подробнее — ведь именно на нем как раз и концентрируют наибольшее усилие мошенники.
Социальная инженерия — это выманивание мошенниками, которые входят в доверие к владельцам счетов / держателям карт, их персональных данных, реквизитов платежных карточек или побуждение владельцев счетов к осуществлению перевода средств в пользу мошенников.
Так в платежной системе Visa отметили, что если речь идет о внешнем вмешательстве в процесс перемещения средств со счета на счет, то современные технологические инструменты позволяют снизить риски мошенничества практически до нуля.
«Поэтому злоумышленники концентрируют усилия в сфере социального инжиниринга. Те случаи обмана, о которых мы чаще всего слышим, связаны с ситуациями, когда мошенники входят в доверие владельца карточки, получают одноразовые пароли с СМС и данные карточки, или заставляют владельца карточки самому осуществлять операции, для службы безопасности они выглядят привычными и безопасными», — рассказал Олег Гриценко, директор департамента по работе с рисками Visa (Украина, Грузия, страны СНГ и Юго-Восточной Европы).
По словам Гриценко, технологии искусственного интеллекта помогают бороться и с такими случаями мошенничества, но — с другой стороны, стремление перестраховаться может приводить к блокированию вполне легитимных операций.
Куда обращаться, если вы попались на уловки мошенников? В НБУ дали три совета на такой случай:
1. Немедленно позвонить в контактный центр банка и заблокировать карту, сообщить о случае мошенничества, при имеющейся возможности заблокируйте мобильные приложения и платежные карты, которые через них обслуживаются.
2. Незамедлительно нужно подать заявление в правоохранительные органы или через сайт киберполиции сообщить о случае мошенничества.
3. Обратиться к оператору мобильной связи с требованием замены сим-карты или блокировки номера телефона в случае его кражи.
Читайте также:
- Мошенники не спят. В Украине создали компанию-клон Фонда гарантирования вкладов
- Будьте осторожны. Мошенники создают сайты, которые выдают себя за систему BankID НБУ
- Для борьбы с мошенничеством. Минцифры хочет ужесточить правила перевыпуска сим-карт
В целом же, и в Нацбанке, и в платежной системе напоминают о простых правилах, которые помогут не стать жертвой таких мошенников:
— никому не передавайте данные своей карты, саму карточку, пароли с СМС или телефон, который привязан к вашему счету в банке;
— в случае звонков посторонних лиц якобы «из банка» немедленно прекратите разговор, самостоятельно перезвоните в банк по контактам, указанным в карточке или на официальном сайте банка, и уточните, связывался ли банк с вами по телефону;
— не делайте оплату в интернете, если не видите специальной отметки о безопасности от вашей платежной системы. Для Visa такая отметка — Visa Secure.