Как Анастасия Цибуляк начала в Украине моду на органические продукты?
Органическая клубника, яйца и сметана на завтрак, крем на лицо, который буквально можно попробовать, потому что тоже органический, сегодня стали нормой, пусть для небольшой, но все же постоянной части украинцев. Впрочем, еще 15 лет назад ей говорили: это никому не нужно, людям лишь бы подешевле, им безразлично то, на какой почве растут оливки или то, как вредителей картофеля собирают вручную. Но это озадачивало ее, тогдашнюю начинающую бизнес-леди Анастасию Цибуляк, поскольку она, опережая время, знала: будущее за органикой.
И
ДЕЯ БИЗНЕСА

20 лет назад отправилась в Лондон усовершенствовать английский, причем опасаясь, что поправлюсь. Это, конечно же, странно звучит, но этот страх вселили в меня те, у кого уже тогда был опыт пребывания за границей и кто набрасывался на гамбургеры и бигмаки, а следовательно, набирал вес. Поэтому я стала изучать не только английский, но и пищу. Ассортимент продуктов с пометкой био и эко меня очень заинтересовал. А какой вкус был у органического масла из Уэльса! Кажется, до сих пор я не ела ничего вкуснее. Так и появились первые мысли об открытии профильного магазина в Киеве.
У
КРАИНСКИЕ РЕАЛИИ
В Украину я вернулась одержима идеей импортировать био-, эко-, органическую пищу и косметику, чтобы всех людей сделать здоровым и предоставить им выбор. В Украине тогда не было никаких программ поддержки органических производителей и потребителей. Если другие государства, как прагматичные сборщики налогов так проявляют заботу об уровне нации — будешь здоровым — будешь дольше работать и платить налоги, то наши политики об этом задумались лишь сейчас. Хотя немного странно. Большинство вряд ли задумывается, покупают они дикий лосось и свежий хлеб или непонятно что, но особой заботы о гражданах в этом направлении не проявляется.
Первую партию косметики из Франции на таможне назвали контрабандой. Это была катастрофа!
На этикетках была допущена одна техническая ошибка, лишний пробел или дополнительная буква, уже и не припомню, но мою компанию glossary поместили в раздел контрабанды.
Сейчас я могу привезти все что угодно отовсюду, знаю все этапы растаможки. Но 12 лет назад я не знала ничего, не знала, где читать об этих правилах, поэтому попала в такую передрягу, из которой, к счастью, вышла благодаря опытным людям в команде.
Однако ситуация меня не сломала, а научила, что, несмотря на высокую миссию, можно быть абсолютно незащищенным бизнесменом, можно привезти один бренд или 2000 товарных позиций, а из-за мелочной ошибки государство тебя может закрыть или сделать из твоего бизнеса подобие подвешенного кофе.
П
ЕРВАЯ РЕАКЦИЯ
Покупатели и в первую очередь представители рисейла не поняли, что это за продукция. Помню, как покупатели спрашивали: а это органическая химия? Уловите абсурдность этого вопроса. Пришлось проводить разъяснительную работу. Мы запустили издание об органической продукции, основали Organic Club, где за чашкой органического кофе рассказывали об органическом креме для лица, но сначала предлагали его попробовать (и как он всем нравился!), а потом открывали все карты: только что вы пробовали ваш лучший крем для лица! И это признак органики. Мы проводили лекции с различными экспертами, тысячи консультаций с представителями торговых сетей и просто встречи с нашими любознательными клиентами, которые после пребывания за границей что-то слышали об органическом потреблении. Впоследствии мы прекратили это делать, потому что процесс был запущен. Сложно, но правильно, все постепенно становилось на свои рельсы. Поезд ускорял свое движение.
Ч
ТО ТАКОЕ ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ?
Молоко бабушкиной коровы или фермерская клубника — не органические. Органический — выращенный без пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, гормонов, а также ГМО (когда видите пометку без ГМО — должны знать, что это еще ничего не значит, потому что это лишь один из десятков показателей органической качественной пищи). Все требования к органической продукции изложены в законе № 2496-VIII. Их выполнение может подтвердить только сертификат. Не слова бабушки: вырастила кукурузу на огороде, а инспектор, который проверит, где растет, как растет, как борются с вредителями, как цветок опыляется и работает органическая пчела. Это со стороны кажется безумием, но скажу вам откровенно, в этой сфере именно благодаря такому подходу нет нечестности и подтасовок; нет коррупции и хитростей.
Б
ЕСТСЕЛЛЕР
Уже много лет нашим бестселлером является высушенная на солнце и насыщенная кислородом зеленая сицилийская глина итальянского бренда Argital. Несмотря на довольно простую лаконичную упаковку, продукт безупречен. Если сравнить его состав с любым другим органическим продуктом других брендов — он превосходит и по количеству натуральных эфирных масел, и по своей эффективности. Хотя вся моя команда была против его запуска в продажу именно из-за визуально дешевой упаковки, которая якобы не будет вызывать доверия у покупателей. Впрочем, все произошло с точностью до наоборот.
С
ЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
За 12 лет мои партнеры из Европы не единожды говорили и говорят, что с Украиной работать крайне сложно. У нас не урегулированы правила бизнес-игры. Это простая бюрократия, которую нужно менять, упрощать, если хотим двигаться цивилизационным путем. Производитель лучших в мире органических кремов для ночного ухода должен приготовить для нас кипы бумаг. Ни для одной страны мира столько бумаг не оформляется. А органические производители — это не холдинги с отделами юристов и маркетологов, десятками помощников. Это скромные люди, обладающие самым ценным — своим продуктом. И чтобы этот продукт передать мне, их представителю в СНГ и, в частности, Украины, они должны чуть ли не из кожи вылезти.

Я несколько лет не могу доставить любой бренд, так как процесс согласования условий контракта просто безумный. И это наш разговор о процентах, это разговор обо всех этапах бумажно-таможенной волокиты, мастер-классы по освоению нашего законодательства. И к сожалению, потому периодически мы упускаем уникальных поставщиков.
М
ИССИЯ

Сейчас Glossary Organic Products уже не только магазин косметики, но и мощный поставщик органических продуктов — овощей, фруктов, зелени, сырого мяса и рыбы, органического алкоголя. Также у нас есть собственное производство — весной выпекали пасхальные куличи, сейчас кормим мороженым и сорбетом. Любовь к жизни в стиле эко мы прививаем, благодаря фонду Glossary Foundation: занимаемся просветительской и образовательной деятельностью, конечной целью которой является создание кафедры на базе одного из украинских университетов, где изучали бы экологические проблемы нашего региона. Также продвигаем sustainable-туризм, который приносят пользу не только туристам, но и природе, и местным общинам; поддерживаем локальное фермерство и продвижение рационов здорового питания из продуктов, выращенных в устойчивых сельскохозяйственных системах.
Недавно мы посетили ферму Zabirya Organic Farm, расположенную в семи километрах от Киева. Мы продаем их продукцию и часто снимаем в промороликах их угодья. За неделю до съемки огромный град побил там изувечил растения, животных и шифер на крышах. Хозяйка находилась в настоящий депрессии. Вместе с мужем они потратили несколько тысяч долларов на рассаду, органические средства борьбы с вредителями. Теперь у них нет средств даже на то, чтобы перекрыть крышу. Я предложила ей рассказать о ситуации, ведь град аномальных размеров летом — это климатические изменения, которые уже наступили, и страдают от этих изменений в первую очередь как вот такие микрофермы, так и целые регионы разных стран. Я предложила разработать бизнес-план развития по типу подобных ферм в Британии, которые обустраивают на своей территории кафе, проводят мастер-классы, предлагают дополнительные услуги для продвижения собственного продукта.
Международные эксперты, занимающиеся вопросами изменения климата, говорят, что во всех их проектах задействованы три игрока — государство, бизнес и человек. Пока нет локальной поддержки они не начинают реализацию проекта. Поэтому в первую очередь я думаю, что могу сделать сама. Моя миссия сделать так, чтобы все больше людей принимало и пользовалось органической продукцией не потому, что сегодня это тренд, а потому что они понимают, зачем. Органическое потребление — не только польза для здоровья, но и уважение к природе. И сегодняшний день демонстрирует, что у нас нет иного выхода, если хотим сохранить себя и планету, чем жить именно так.