Медовый Cпас и не только. Один из владык УПЦ рассказывает, какие праздники отмечают православные 14 августа в этом году
14 августа — день, богатый на воспоминания разных событий, происходивших в эпоху Ветхого Завета и в Церкви Христовой, пишет в своем материале специально для НВ Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий.
Вынесение Честного и Животворящего Креста связано с трагическими событиями IX в. в Константинополе. Ввиду губительного мора, бушевавшего в августе в столице Византии и ее окрестностях, были проведены крестные ходы с выносом из императорской сокровищницы великой святыни.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
Крест возлагался на престол храма Святой Софии, а потом с этого 14-го дня месяца августа и до 28-го дня — Успения Пресвятой Богородицы — Крестное знамение вместе с иконами Спасителя и Божией Матери носили по всему городу, устраивая на перекрестках улиц особые молебны с водосвятием и давая верному народу к этому Кресту приложиться. В честь этого события и назван этот день «Вынесением Честных Древ». Праздник этот в начале был местным, а затем распространился во всех церквях на Востоке.
Также в этот день завершаем поминание страдания святых семи мучеников Маккавеевых: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. События, происходившие вокруг мучеников, библейская история относит к 166 г. до Рождества Христова. Достаточно подробно о страданиях мучеников рассказывается во второй книге Маккавейской, главах 6, 18−31, и 7, 1−42. За преданность Моисеевому закону сначала невыносимые муки испытал законоучитель из первых книжников Елеазар, закончив жизнь в Иерусалиме. Такое же мужество и стойкость в вере испытали семь мучеников, отказавшись приносить жертву языческим богам. Сначала испытал страдания старший брат. Он держал ответ за всех братьев Маккавеевых перед языческим царем, и когда он его не удовлетворил, то старший Маккавей был отдан на невыносимые пытки: отрублен язык, изувечены все части тела и брошены в раскаленную плиту. Такому же истязанию подверглись другие пять братьев. Последнего, седьмого, уговаривал сам царь Антиох, просил мать Соломонию, чтобы она на него как-то повлияла. Но Соломония, наоборот, поддерживала всех своих сыновей в настоящей вере и младшего также наставляла на то, чтобы он не совершал измены и не отрекался от единого Бога, на небесах. Соломония, усмотрев стойкость и мужество своих сыновей и увидев их мертвые тела, подняла руки к небу, упав на землю мертвой. Мученики Маккавейские ничем не уступили перед мучениками за Христа. И сама вера укрепляла их и утверждала в том, что все земное временное, а самая большая награда и венцы вечные на небесах.
Народные верования на Маковей не имеют ничего общего с церковным правилом, которое в этот день предлагает благоговейно почитать Крест и иконы Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы
Димитрий Митрополит Львовский и Сокальский
У нас этот день празднуется примерно с XIV в. При торжественном богослужении украшенный цветами Крест выносится на середину храма. В этот день после литургии отправляется водосвятный молебен, а затем освящаются цветы, мак и мед. Поэтому этот день называют еще «Первым Спасом», или «Медовым Спасом». Пчеловоды благодарят Бога за медонос и просят благословения на свои пасеки.
В народном воображении этот день ассоциируется с началом осени. Его называют «Маковеем». В церковь верующие идут с хорошо сформированными букетами осенних цветов, бархатцев, желтых огородных купчаков, базилика, мака обычного и мака-видюка дикого и чертополоха, лопуха дурмана, чтобы освященные цветы отдавали бесовскую силу. Освященным маком обычным и маком-видюком посыпали вход в дом и вокруг него, также хозяйственные помещения, где был скот. Это делали для того, чтобы исчезли всякие чары, порча и хитрости ведьм. Больные лихорадкой купались в реке, потому что вода в этот день считалась целебной. Обрядовая еда на Маковея — коржи-шулики, которые пекут, затем ломают и обмешивают в макитре с медовой ситой и маком. Этим блюдом больше всего лакомятся дети. Однако все эти верования не имеют ничего общего с церковным правилом, которое в этот день предлагает благоговейно чтить Крест и иконы Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
В XIX в. в Киеве на праздник Вынесения Честного Креста чествовалось воспоминание Крещения Руси в 988 г. Из всех городских церквей сходились крестные ходы к источнику на месте нынешнего памятника Магдебургского права. Этот знак над Днепром еще называют стелой 900-летия Крещения Руси. По преданию здесь был источник, в котором князь Владимир Великий крестил своих 12-х сыновей. К сожалению, этот обычай, возрожденный в 90-х годах ХХ в., снова прекратился.
С этого дня начинается Успенский пост, установленный накануне большого праздника Успения Пресвятой Богородицы и продолжающийся две недели — с 14 августа по 28 августа. Святой Симеон Солунский говорит, что «пост в августе [Успенский] установлен в честь Матери Божия Сына, которая, узнав о своем скором упокоении, подвизалась и постилась за нас». Успенский пост не такой строгий, как Великий, но строже Петрова и Рождественского постов.
В этот день люди старались соблюдать тишину, проводили его в покое. Обязательно надо было приходить в храм, освящать воду и цветы. В течение дня запрещалось чрезмерно веселиться.
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.