Ильин день. История праздника и народные обычаи и приметы, связанные с ним
2 августа — День памяти святого пророка Илии, который жил в IX в. до Рождества Христова.
В своем материале специально для НВ Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий рассказывает о святом, чью память чтят, историю установления праздника в Церкви, а также о народных обычаях и приметах, связанных с ним.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
Имя «Илья» в переводе с древнееврейского означает «Мой Бог», и еще употребляется, как краткая форма имени Бога. Часто святого пророка Илью называют по месту рождения в городе Фисвы — Ильей Фесвитянином.
Церковная традиция знает пророка Илью, как ревностного поборника чистоты веры в единого небесного Бога. Он беспощадно разоблачал бесослужение и всякое поклонение ложным богам. Жизнеописание его пророческой деятельности освещается в Третьей и Четвертой книгах Царств Ветхого Завета. События, связанные с пророком, происходят в царствование Ахава и Охозии и преимущественно это его борьба с бесчестием язычества, которое проникло в Израильское царство.
Из-за своей жены финикийки Иезавиль, которая решила установить культ Ваала и Астара, слабый духом Ахав не обращал внимания на нарекания пророка Илии: «И сказал Илья [пророк], фесвитянин, из жителей галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар., 17, 1). Когда же наступило это отсутствие дождя, а за ним и голод, то пророк после слова Господнего отошел и скрылся у потока Хорафа, что против Иордана и пил из ручейка воду, а пищу ему приносили вороны. Впоследствии Илья, опять же по повелению Господню, отошел в Сарепту сидонскую и остановился у вдовы, кормившей его скудными остатками пищи, которые у нее не исчезали. В доме сарептской вдовы пророк Илья показал чудо, воскресив из мертвых ее сына. Он взял его с рук матери и положил в свою постель и долго молился. Юноша поднялся и пророк вывел его из горницы, отдав матери: «И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3Цар., 17, 24). Этот воскресший сын сарептской вдовы стал в будущем пророком Ионой.
Противостояние с царем Ахавом и его вааловыми жрецами закончилось полной победой Ильи пророка. А правдивее сказать — истинный Бог победил Ваала в жертвоприношении и возведении огня. Это произошло на горе Кармила. Первыми приготовили жертву жрецы Ваала и взывали: «Ваал, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» (3Царь., 18, 26). Тогда в полдень, аккуратно приготовив жертву, Илья, насмехаясь над служителями Ваала, призвал истинного Бога: «Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Пусть узнает народ, что Ты, Господи, Боже в Израиле, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3Цар., 18, 37). Мгновенно огонь сошел и охватил всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил всю воду, которая во рву была. Народ весь упал ниц и уверовал в истинного Бога. Пророк Илия, уничтожив всех вааловых жрецов, взошел на вершину Кармила, и склонил голову, и приказал своему слуге, чтобы тот пошел и посмотрел на море, и чтобы сделал так семь раз. На седьмой раз пришел слуга и сказал Илии, что видел небольшую тучку, которая поднималась из моря.
А затем пришло большое облако и пошел сильный дождь. А это означало, что вода снова напоит землю, чтобы плодоносила, и голод должен был прекратиться. Царь Ахав сел в колесницу, заплакал, и помчался в Изреель. Сказано же тогда: «Была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал перед Ахавом до самого Изрееля» (3Цар., 18 45−46). Жена царя Ахава Иезавель не смирилась с такими чудесами пророка и восстала против пророка Ильи еще больше, так что он вынужден был снова скрываться в пещерке горы Божией Хорив. Здесь явился пророку Господь, и он разговаривал с Ним, закрыв лицо свое одеждой-милотью. Тогда Бог сказал пророку Илье идти через пустыню в Дамаск и совершить там святые дела, а более всего наставить и помазать на пророка вместо себя Елисея, сына Сафатова. Илья сделал так, как повелел ему Господь.
Впоследствии пророк Илья разоблачил Ахава в злодеянии за то, что он присвоил себе виноградник Навуфея. Также он разоблачил преемника Ахава царя Охозия в его обращении о время болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу. Илья истребил всех пятидесятников царя, которые посылались к нему, а тех, что были посланы в третий раз по приказу ангела не истребил, а пошел с ним к Охозии и разоблачил его там за грех тяжкий, потому что то обращался к бесу.
Удивительным образом пророк Илия был взят на небо. Очевидцем этого стал пророк Елисей: «Когда они шли и по дороге разговаривали, вдруг появилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар., 2, 11). Пророк увидев это, взывал тоскливым голосом: «Отец, отец мой», и поднял милоть, одежду Ильи, с земли, упавшую с неба.
Согласно библейской истории, к пророку Илие на небо еще в допотопный период был взят Енох. Именно Енох и Илия должны стать апокалиптическими свидетелями, которые после окончания своей проповеди на земле в антихристово пришествие, будут убиты зверем, выходящим из бездны, а затем после трех дней воскреснут и снова взойдут на небо (Откр., 11, 3, 7, 11).
За ревностное служение истинному Богу, за разоблачение в грехах идолослужения сильных мира сего, за творение сверхъестественных чудес с помощью Божьей, Церковь торжественно чтит пророка Илию и установила особый день его почитания 2 августа. В настоящее время засухи, или наоборот, непрерывного дождя Церковь обращается и к святому пророку Илии в упорядоченном молебном чине и составленных семи молитвах. Величественно почитали пророка на Руси и в Украине, строя в его честь храмы с древних княжеских и гетманских времен. Известно, что первым храмом в Киеве еще до крещения Владимира была соборная церковь Ильи пророка «над ручаем». Именно этим храмом клялись русы в договоре с греками 945 г., и князь Игорь водил христиан-русов присягать в церковь святого Ильи, как сообщает нам Летопись, «что есть над ручаем конец Пасынчей беседы, потому что это была соборная церковь…». Также Троице-Ильинский пещерный храм и монастырь Богородицы был построен в древние княжеские времена в Чернигове.
Фигура святого пророка Илии, который тайно был поднят на колеснице к небесам, обросла народными поверьями и приметами, в основном связанными с громом и молниями, дождями и засухами, и даже с запретами купаться в водоемах после дня его памяти. Конечно, это обычные предрассудки, которые Церковь не признает и отвергает.
В народе считали, что на Ильи уже можно было наблюдать за проблесками осени и этот праздник по календарю обрядов и обычаев принадлежал уже к осенним. На полях вся пшеница и рожь были выжаты, связаны в снопы и сложены в полукопны. Вдова, жившая одна и не имевшая вспомогательной человеческой силы, говорила: «Далеко Илья выжну и я». Но и она должна была к празднику Ильи справиться со своим полем. «На Ильи новый хлеб на столе» — крестьяне в это время выпекали хлеб уже из нового урожая.
Народ считал, что Илья является громовержцем, громобоем таким, который сбрасывает молнии с неба, тем самым словно копьями раня бесов. «Гром гремит, то Илья на небесном мосту в огненной колеснице едет», «до Ильи дождь ходит со своим ветром: по ветру и против ветра, а после Ильи только по ветру», «до Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильи — против ветра».
Святой пророк издавна покровительствовал набожным и трудолюбивыхм людям.
Как и святитель Николай, пророк Илия — любимый святой в народе, поэтому в этот день старались не работать и не решать никаких дел. В этот день нужно идти в храм, молиться и просить у Бога и святого пророка Ильи помощи в утверждении нашей веры и правдивости в поклонении истинному Богу.
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.