«Украина покрыта шрамами». Интервью с Сергеем Лозницей о критике его нового фильма и политике вокруг трагедии Бабьего Яра
В середине июля украинский режиссер Сергей Лозница представил на Каннском кинофестивале свой документальный фильм Бабий Яр. Контекст, посвященный трагическим событиям Холокоста в Украине.
Лента содержит 24 эпизода, составленных из кинохроники середины XX века и прямо или косвенно связанных с трагедией Бабьего Яра. Сам фильм, как и интервью, которое Лозница дал украинскому журналисту и кинокритику Лукьяну Галкину, спровоцировали новый этап общественной дискуссии о работе с исторической памятью о еврейском геноциде на территории Украины.
Критики Лозницы обвиняли его в подыгрывании тезисам российской пропаганды и исторических и фактических ошибках. Также общество вернулось к обсуждению того, может ли украинский мемориальный центр, помогавший режиссеру в создании фильма, финансироваться российскими бизнесменами, в частности Михаилом Фридманом и Германом Ханом.
Публикуем собственное интервью с Сергеем Лозницей, записанное главным редактором Радио НВ Алексеем Тарасовым в разгар Каннского кинофестиваля. Он спросил режиссера о том, понимает ли тот причины критики фильма, можно ли воспринимать вопрос Бабьего Яра вне политического контекста и почему ему близка тема этой трагедии.
— Когда я уточнял у ваших коллег, как создавался Бабий Яр. Контекст, они мне сказали, что вы долго искали хронику, озвучивали ее, реставрировали. Но я знаю, что часть кадров вы решили не брать, — что это за сцены?
— Не все кадры эпизода, например, львовского погрома включены в фильм, потому что некоторые из них шокируют. У зрителя все-таки существует предел восприятия. После демонстрации определенных вещей кино перестает быть художественным. Все-таки мы говорим о кино, а не о свидетельстве в суде.