У Украины еще есть большие шансы в борьбе с Северным потоком-2 — глава оператора ГТС Макогон
Борьба Украины с российским газопроводом Северный поток-2 будет продолжаться, несмотря на договоренность Берлина и Вашингтона. Главным союзником Украины сейчас является Конгресс США.
Об этом директор Оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины Сергей Макогон сказал в интервью Радио НВ.
Он отметил, что под совместным заявлением Министерства иностранных дел ФРГ и Госдепа США нет никаких подписей, поэтому оно является скорее декларацией, чем соглашением.
«Насколько я понимаю, были обозначены направления будущего сотрудничества, будущих переговоров о продлении транзита и по запуску Северного потока-2. Поэтому я считаю, что у нас еще есть очень большие шансы бороться за сохранение транзита и против Северного потока-2», — заявил Макогон.
Директор оператора ГТС добавил, что после достройки газопровода его еще нужно сертифицировать.
«А сертификация требует выполнения очень жестких норм европейского энергетического законодательства, Третьего энергетического пакета, который предполагает прежде всего свободный доступ других сторон к этому газопроводу. Он также предусматривает дополнительные ограничения для компании-оператора этого газопровода, поэтому мы будем следить за сертификацией, и не только мы. Есть поддержка со стороны Польши, Европейской комиссии, которая тоже всегда выступала против строительства этого газопровода», — объяснил он.
По мнению Макогона, хотя администрация США считает, что нет смысла бороться с газопроводом, строительство которого завершено более чем на 90%, Конгресс продолжает выступать против проекта.
«Мы сейчас очень активно сотрудничаем с другими стейкхолдерами в Соединенных Штатах Америки для того, чтобы доказать, что запуск этого газопровода создает весьма значительные геополитические риски как для Украины, так и для Европы в целом. Я считаю, что у нас еще есть шансы бороться в Вашингтоне против этого газопровода. Сейчас Конгресс является самым большим союзником», — сказал Макогон.
https://www.youtube.com/watch?v=VJPiw6LGY-c&ab_channel=%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D1%96%D0%BE%D0%9D%D0%92
Северный поток-2 — газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной 1234 км. Он позволит Газпрому полностью отказаться от использования украинской газотранспортной системы и поставлять газ в страны Евросоюза в обход Украины,
Конгресс США дважды (в 2019 и 2020 годах) голосовал за санкции против проекта в ходе принятия оборонного бюджета на следующий год. Они позволили остановить строительство газопровода примерно на год, но в январе этого года российский трубоукладчик Фортуна возобновил укладку труб. Позже к нему присоединилось другое российское судно — Академик Черский. В начале июня президент РФ Владимир Путин объявил, что укладка труб для первой из двух ниток Северного потока-2 завершена.
Строительство газопровода завершено на 99%. Компания Nord Stream 2 AG планирует закончить укладку труб уже в августе.
На прошлой неделе Министерство иностранных дел Германии и Госдеп США в опубликовали подробности политической договоренности по Северному потоку-2. В заявлении Вашингтона и Берлина говорится, что если Россия попытается использовать газ в качестве оружия или прибегнет к агрессии против Украины, Германия примет меры на национальном уровне и призовет Европейский Союз также ответить, в том числе ввести санкции.
Кроме того, Германия и США будут способствовать привлечению $1 млрд инвестиций в так называемый «зеленый фонд» для Украины. Также Берлин взял на себя обязательства «использовать все доступные средства влияния, чтобы позволить Украине продлить соглашение о транзите газа с Россией на срок до десяти лет». Для этого Германия назначит специального посланника. Переговоры должны начаться как можно скорее, но не позднее 1 сентября, говорится в документе.
Украина и Польша, которые были и остаются самыми активными противниками российского проекта, договоренность Вашингтона и Берлина резко раскритиковали. В совместном заявлении министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы и его польского коллеги Збигнева Рау отмечается, что «актуальные предложения по заполнению дефицита безопасности, который образуется, не могут считаться достаточными для эффективной минимизации угроз, которые создает Северный поток-2».