4 грн за километр. Омелян объяснил, почему проезд по платным дорогам в Украине будет в разы дороже, чем в Европе
В Европе действует механизм, удешевляющий для населения стоимость проезда по платным дорогам. В Украине этот опыт не заимствовали, убежден бывший министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, поэтому и проезд будет стоить дороже. Об этом экс-министр рассказал в эфире Радио НВ.
В Правительстве определили, что стоимость пользования платными дорогами в Украине будет зависеть от транспортного средства и будет стоить от 0,023 евро за километр до 0,133 евро за километр [от 73 копеек до 4 гривен 14 копеек за км — НВ]. В Европе же цена существенно ниже — 0,01-0,05 евро за километр.
«Объясняется такая дешевизна очень просто: доля стоимости проезда компенсируется или за счет специальных национальных фондов, либо за счет структурных фондов Европейского Союза для того, чтобы искусственно не останавливать мобильность населения и чтобы население пользовалось автомобилями во время частных или коммерческих поездок. В Украине я пока не вижу такого подхода. На самом деле у нас пока интенсивность движения не позволяет говорить о введении полноценной сети платных автобанов», — пояснил Омелян.
Украинские же 4 гривни за километр Омелян считает непомерно высокими.
«Безусловно, это очень высокая цена для ежедневного или регулярного пользования платными дорогами в Украине, и я не уверен, что это будет доступно для украинцев. Возможно, для отдельных компаний, которые перевозят коммерческие грузы, и они будут готовы платить такую сумму, но опять же, это вопрос для дискуссии», — считает бывший министр инфраструктуры.
Читайте также: Все — на Западной Украине. В Министерстве инфраструктуры назвали проекты первых платных дорог
Также, по его мнению, есть вопросы и к эксплуатации альтернативных дорог, ведь согласно национальному законодательству и международной практике параллельно платному автобану должна функционировать бесплатная дорога, которая может быть узкой и немного хуже, но абсолютно проезжей. Но пока в Украине всего несколько процентов качественных дорог.
«Я надеюсь, что [введение платных дорог без альтернативных] не состоится, ибо кроме негативного социального резонанса, это будет противоречить любой экономической логике, поскольку это означает, что вы тогда должны сидеть дома, ибо если у вас нет средств заплатить за проезд по дороге, то вы никуда не едете. Поэтому я не считаю возможным, чтобы частный автобан эксплуатировался без альтернативного бесплатного проезда», — отметил экс-министр.
Читайте также: Дороги Большой стройки никогда не будут платными — Кубраков
Омелян добавил, что строительство платных дорог не государством, а частными компаниями, может привести к дополнительной финансовой нагрузке на государственный дорожный фонд.
«У нас нет необходимого четкого трафика, а ежесуточно по этой дороге должны проезжать 15-20 тысяч автомобилей. Тогда разность между имеющимся трафиком и необходимым компенсируется со стороны государства, со стороны дорожного фонда. То есть фактически это еще одна финансовая нагрузка. Плюс в том, что у нас, безусловно, есть дорога. Но минус — это ее сверхвысокая стоимость», — констатировал Омелян.
В таком случае, объясняет экс-чиновник, средства, поступающие за платную дорогу, будут направлены в бюджет частной компании, которая эту дорогу строила, и вряд ли государственный бюджет получит какие-нибудь средства.