Игра по правилам. Как сделать азартную индустрию в Украине честной и безопасной
После 11 лет запрета, в августе прошлого года азартные игры в Украине стали вновь легальны. Закон разрешил деятельность казино и букмекеров, как офлайн, так и онлайн. Теперь в стране и рулетка, и карточные игры, и игровые автоматы, и тотализаторы легализованы. Правила игры на рынке все еще устанавливаются, и один из вопросов состоит в том, как сделать их максимально прозрачными и надежными для игроков.
Во время принятия документа в парламенте, профильный комитет ожидал, что бюджет от легализации азартных игр лишь за первый год получит от 2,5 до 4 млрд грн. При этом, требования к операторам выдвинули достаточно строгие. Организовывать и проводить азартные игры можно лишь при наличии:
- лицензии на этот вид деятельности;
- сертифицированного оборудования;
- подключения к госсистеме онлайн-мониторинга — как для онлайн-, так и для офлайн-заведений.
Возвращение законности азартных игр — уже важный шаг для экономики страны, уверен Антон Кучухидзе, глава Ukrainian Gambling Council. «По состоянию на сегодня и государство, и легальный игорный бизнес создали законные и практические рамки для защиты жизни, здоровья, чести и достоинства граждан», — подчеркивает эксперт.
Он приводит данные Антимонопольного комитета Украины — еще в 2018 году оборот теневого рынка гемблинга составлял около 30 миллиардов гривен, по оценкам экспертов — и в разы больше. «А это все — недополученные на социальные программы, пенсии, школы и больницы деньги», — отмечает он.
Но рынок уже оживляется и переходит в активную фазу. По информации госрегулятора отрасли — Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) — уже выданы 35 лицензий, из которых 24 — на организацию и проведение азартных игр, и 11 b2b лицензий — для компаний, создающих продукт и оказывающих услуги в сфере.
«Органический рост рынка продолжается», — говорит Борис Баум, первый заместитель главы КРАИЛ. Он отмечает, что развитие обосновано кредитом доверия индустрии, ожидавшей понятных изменений в налоговое законодательство. И парламент оправдал ожидания: депутаты большинством поддержали законопроект 2713-д. «В него были внесены очень хорошие правки, которые касались правильного описания выигрыша и некоторые другие», — добавляет Баум.
Вывести из тени
Несмотря на легализацию гемблинга, в Украине остается значительная доля теневого сектора этой индустрии. Эксперты отмечают: бенефициары таких заведений не заинтересованы ни в прозрачном и эффективном регулировании, ни в «выходе в свет», ни в ответственности перед обществом и игроками.
Кучухидзе сравнивает «донов» подпольного азартного бизнеса с уличным криминалом: им проще коррумпировать отдельных чиновников, чем вести честную деятельность и вступать в диалог с государством. Более того, говорит глава Ukrainian Gambling Council, как раз «теневые казино» и стремятся эксплуатировать людей с игровой зависимостью: он не исключает, что у «черных гемблеров» могут быть списки лудоманов, чтобы обирать их до нитки.
Юристы, работающие с этой сферой, также отмечают, что защищающие игроков нормы закона преобладают над разрешительными правилами. А значит, с законодательной точки зрения угрозы общественному или государственному интересу нет.
«Это то, на что никогда не пойдет „белый“ оператор. Легальный игорный бизнес обязан соблюдать законы, сертификационные требования, правила по недопуску людей с игроманией. Цель теневых игроков — просто заработать деньги, ведь у них нет никакой социальной ответственности», — отмечает Кучухидзе. Он подчеркивает, что украинские нормы достаточно защищают игроков с зависимостью — вплоть до возможности запрета доступа в легальные казино по просьбе супругов или детей.
Юристы, работающие с этой сферой, также отмечают, что защищающие игроков нормы закона преобладают над разрешительными правилами. А значит, с законодательной точки зрения угрозы общественному или государственному интересу нет, уверены опрошенные нами специалисты.
И хотя КРАИЛ уже начала свою работу, борьбой с теневым игорным бизнесом по-прежнему занимаются правоохранительные органы. «Некоторые люди думают, что у КРАИЛ есть свои спецназовцы, которые могут в любой момент приехать, накрыть подпольное казино, конфисковать оборудование и посадить всех в тюрьму. Таких полномочий у Комиссии нет», — объясняет Кучухидзе.
А вот задание КРАИЛ — сообщать правоохранителям о фактах выявления подпольных казино, а также просветительская работа с общественностью. Скажем, если кому-то приходят смски с предложениями поиграть в неких заведениях, он может проинформировать об этом КРАИЛ — и тогда Комиссия передаст данные правоохранительным ведомствам.
Налоги — синергия рынка и государства
Законопроект 2713-д подкорректировал налогообложение для азартных игр, что вызвало позитивную реакцию участников рынка. Прежние нормы не исключали риска «вывода в тень» части прибыли операторов. Это ставило под угрозу и тех игроков, которые хотят посещать заведений или веб-ресурсы лицензированного и прозрачного бизнеса.
Одобренный Радой документ устранил ряд противоречий, смущающий и украинские, и зарубежные компании. Согласно нему, ставка GGR (Gross Gaming Revenue, валовый игровой доход) для всех видов деятельности уравнивается до 10%. Кроме того, налоги будут взиматься только с выигрышей, которые превышают 48 тысяч гривен. Нашумевшую норму о тройной плате за лицензии так же убрали. Парламент пошел навстречу рынку: для тех, кто уже оплатил тройную лицензию, это засчитают как будущий ежегодный платеж за разрешение.
«Мы стараемся создать как можно лучшие условия для развития рынка и положительного эффекта для государства», — говорит Баум из КРАИЛ. Он подчеркнул, что иностранные операторы хотят работать прозрачно, для чего необходимы понятные налоговые условия.
Грамотное регулирование рынка, в том числе в вопросах налогов, — ключ к западным инвестициям, убежден и Кучухидзе. «Если маленькой Грузии удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, то в Украине потенциал — в разы больше».
Аналогично настроен и Джон Харрак, член совета директоров Storm International. «Никто (из участников легально рынка. — Ред.) не против платить налоги. Но власть должна быть заинтересована в том, чтобы инвесторы привели в Украину иностранных туристов. Поэтому урегулирование налогового вопроса — важный сигнал для национального бизнеса и западных инвесторов», — отметил он, добавив, что представители глобальных компаний поддерживают принятый законопроект и ожидают его успеха и во втором чтении.

Принципы ответственной игры: для оператора и для игрока
Принципы ответственной игры были разработаны и отправлены на утверждение в Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) для выполнения социальной функции легализации азартных игр — защиты игрока.
«Принципы — это обоюдная история — не только оператор должен придерживаться их, но и в первую очередь игрок. Когда есть желание отдохнуть, поиграть, нужно понимать, что игра — это не средство заработка, нельзя уходить от реальности, заниматься этим постоянно. Это лишь один из видов досуга», — говорит участник рабочей группы консультативно-экспертного совета при КРАИЛ Михаил Коваль.
Сейчас на уровне закона предусмотрены три принципа ответственной игры:
- идентификация игрока;
- его обязательная проверка;
- невозможность «бонусировать» проигрыш.
«Мы добавили туда принципы информирования персонала организатора азартных игр, принципы социальной рекламы, принципы внешней деятельности, принцип отсутствия стимулирования игрока к проигрышу и принципы профилактики и борьбы с игровой зависимостью», — рассказал эксперт.
По словам Михаила Коваля, документ на рассмотрении КРАИЛ состоит из четырех частей, которые раскрывают содержание основных моментов: справка о том, для чего необходимы принципы, сам проект документа, описание принципов и памятка ответственного игрока. По мнению экспертов, это большой шаг Украины на пути к созданию системы, которая сможет установить европейские стандарты защиты игроков.
Таким образом, процесс наработки законодательства в сфере регулирования азартных игр двигает Украину в сторону более прозрачного, более справедливого и более безопасного состояния.