Взялись за старое. Во втором квартале 2021 года власть «докручивала» уже начатые реформы — анализ VoxUkraine
Во втором квартале 2021 года власть решила не инициировать значимые реформы, зато направила свои усилия на то, чтобы «довести до ума» начатые изменения и решить давние проблемы, пишет старший аналитик Индекса реформ VoxUkraine Ксения Алеканкина.
Своей очереди дождались валютные заемщики. Власть урегулировала пересчет всех валютных кредитов, взятых еще до кризиса 2008 года, в гривню, а также упростила процедуры неплатежеспособности и банкротства для заемщиков.
Общины получили право распоряжаться не только землей, находящейся на территории населенных пунктов, но и участками вне их. Также Верховная Рада приняла закон, который урегулировал продажу и передачу в пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности с помощью электронных аукционов.
Подвижки произошли и в сфере образования. Украина начала признавать квалификационные уровни, полученные в ЕС, и запустила процесс создания Реестра квалификаций, который, в частности, позволит подтвердить наличие у человека определенной профессиональной квалификации даже при отсутствии диплома. Также депутаты ВРУ изменили процедуру присуждения ученой степени и наконец установили ответственность за плагиат в диссертации, а Кабинет Министров определил и утвердил требования к междисциплинарным программам.
Среди всех нормативных актов, изданных центральными органами власти, эксперты Индекса реформ выделили 35 тех, которые потенциально меняют «правила игры» в стране. Это немного меньше, чем в первом квартале — тогда мы насчитали 39 важных изменений.
Среди 35 реформ 31 имеет положительную оценку, три получили от экспертов ноль баллов, еще одна оказалась антиреформой. Средняя оценка события в раунде +1,0 балл из диапазона от +5 до -5.
Топ-реформы
На этот раз только два события пересекли отметку в + 2,0 балла, которая, по нашему мнению, отделяет значимые реформы от менее значимых:
Закон о дерегуляции в сфере земельных отношений передает на места все рычаги управления землей на территории общины. Ранее только земля в населенных пунктах принадлежала общинам, а участки вне их — государству.
Теперь местные власти получат право распоряжаться этой землей, будут контролировать целевое использование земельных участков и давать разрешение на изменение целевого назначения особо ценных земель (ранее эти решения требовали согласования КМУ и ВР).
Закон об урегулировании коллекторской деятельности, призванный упорядочить эту сферу и защитить потребителей от злоупотреблений со стороны коллекторских компаний. Нацбанк создаст Открытый реестр коллекторских компаний, куда смогут попасть те компании, соблюдающие требования добропорядочности и находящиеся под управлением нескомпрометированных владельцев — экс-руководители и экс-владельцы банков-банкротов не смогут возглавлять коллекторские компании. Только компании, зарегистрированные в Реестре, будут иметь право на работу.
Также становятся более четкими правила работы коллекторов. Так, банки смогут привлекать коллекторов лишь в том случае, если потребитель дал на это согласие при подписании кредитного соглашения. Коллекторским компаниям запрещено угрожать, шантажировать или вводить в заблуждение должника или его близких лиц, сообщать третьим лицам о задолженности заемщика и даже взаимодействовать с должником более двух раз в сутки (без его согласия) или звонить ему со скрытого номера.
По нулям
Ноль баллов получило регулирование, сочетающее позитивное и негативное влияние на свою сферу, а также те, которые, по мнению экспертов Индекса реформ, не способны повлиять на ситуацию в стране. В этом раунде мы насчитали три таких документа:
Закон о пересчете валютных кредитов в гривню вводит обязательную реструктуризацию долгов в иностранной валюте (ранее она проходила по договоренности между банком и заемщиком). «…Самое сложное в данном случае найти компромисс, который бы удовлетворял заемщиков, что одновременно являются избирателями, и банками. Последние заинтересованы не только в том, чтобы вернуть ранее выданные кредиты, но и рассчитывают, что будущие заемщики тоже их начнут выплачивать, а не рассчитывать на „подарки“ от законодателей», — предостерегает Михаил Демкив, ICU.
Закон об основах молодежной политики является рамочным и лишь определяет возможные направления молодежной политики Украины. Закон содержит интересную идею финансирования Украинского молодежного фонда, который будет предоставлять гранты на конкурсной основе не только из бюджета, но и из взносов физических и юридических лиц. В то же время закон содержит нормы льготного обеспечения молодежи жильем, которые Украина вряд ли способна выполнить.
Новый Порядок применения штрафов за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности утверждает размеры штрафов за нарушение валютного законодательства. В частности, за первое нарушение штраф составляет 25% суммы операции, а при повторном нарушении в течение года размер штрафа увеличивается до 50%.
Антиреформа:
Единственной антиреформой второго квартала стал закон о налоговой амнистии. Согласно закону с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022 года проведут однократное добровольное декларирование активов физических лиц. В декларацию можно будет вписать активы (имущество или деньги), полученные за счет доходов, с которых должны быть, но не были, уплачены налоги в Украине. Из таких активов государство снимет сбор в размере 2,5—9% в зависимости от актива.
Читайте также:
Сергей Верланов Налоговая амнистия или все же всеобщее налоговое декларирование?
Эксперты отмечают, что у закона несколько недостатков. В частности, не раскрыты подробности касательно положения закона о размещении наличных средств и банковских металлов на спецсчетах. Также пока не определен уполномоченный банк, который будет изучать источники происхождения этих средств. А по мнению Главного юридического управления ВР, закон нарушает ряд статей Конституции.
Еще один его недостаток — это несправедливость по отношению к тем, кто добросовестно платит налоги. Имплементация закона может ввести практику уклонения от уплаты налогов в ожидании следующей амнистии.
Что изменилось в ключевых сферах?
Во втором квартале 2021 года мы зафиксировали реформы во всех сферах наблюдения. Хотя управление, государственные финансы и монетарная система имеют одинаковое количество реформ — по девять — по суммарным прогрессам «государственные финансы» и «монетарная политика» уступили сфере «бизнес-среда», в которой было зафиксировано 6, но более значимых реформ.
График 1. Сумма баллов событий по направлениям, 1 квартал 2021
Источник: 158−163 выпуски Индекса реформ
Управление
В этой сфере мы выделили девять важных изменений. Четыре из них инициировал парламент, еще четыре — Кабинет Министров, одно регулирование инициировано президентом. Все наиболее важные события в этой сфере касаются диджитализации и открытых данных:
Закон, приравнявший е-паспорта к бумажным, создает возможность использования электронных паспортов на постоянной основе. Е-паспорт смогут получить все, у кого есть бумажный биометрический паспорт или ID-карту. Это удобно, ведь это защищает от риска потерять или повредить физический паспорт, однако до сих пор открытым остается вопрос о защите и верификации персональных данных в приложении Дія. Несмотря на это, эксперты считают увеличение возможностей использования электронного паспорта значительным шагом вперед.
Читайте также: Украина первой в мире узаконила е-паспорт. Как нам это удалось
Постановление об открытых данных (более 1000 наборов) должно навести порядок в наборах данных, публикуемых различными органами, которые иногда появляются с опозданием или не в машиночитаемом формате. Для решения этой проблемы будет создан Центр компетенций в сфере открытых данных «Дія. Відкриті дані», который централизует эту функцию.
Постановление об открытии данных таможенных деклараций регулирует доступ к таможенной информации. В прошлом году Таможенная служба создала портал, где можно было анализировать данные импорта и экспорта, однако из-за большой детализации данных появился риск идентификации фирм и раскрытия коммерческой информации. Новое постановление должно обеспечить баланс между интересами аналитиков и исследователей и защитой данных коммерческих предприятий.
«Для этого таможенные органы обяжут принимать меры обезличивания информации по результатам определения риска раскрытия конфиденциальной информации», — объясняет Татьяна Тищук, VoxUkraine.
Закон о всеукраинском референдуме заменяет прежний закон о референдуме, который был признан неконституционным. По Конституции Украины вопросы об изменении территории, а также о внесении изменений в раздел Общие положения, Выборы. Референдум и Внесение изменений в Конституцию Украины должны решаться на Всеукраинском референдуме. Новый закон внедряет порядок проведения таких референдумов.
Монетарная система
За три месяца года власти приняли 9 реформ в сфере монетарной политики. Четыре из них инициированы Национальным банком, еще четыре — Верховной Радой Украины, одна — на счету Кабинета Министров.
Среди ключевых изменений, кроме вышеупомянутого закона о коллекторской деятельности:
Постановление о раскрытии небанковскими финучреждениями структуры собственности. После вступления в силу закона о «сплите» Нацбанк начал приводить регулирование небанковских финансовых учреждений в соответствие с правилами для банковского сектора.
Это постановление обязывает небанковские финучреждения, в частности лизингодателей, операторов почтовой связи, имеющих право предоставлять отдельные финансовые услуги, отчитываться в НБУ о структуре собственности и публиковать ее на своих сайтах.
Постановление об открытии счетов по е-паспортам является еще одним шагом к увеличению сферы использования паспортов на мобильном телефоне. Теперь НБУ разрешил банкам открывать украинцам счет, если они предъявили е-паспорт, е-паспорт для выезда за границу, е-свидетельство о рождении и данные о регистрационном номере учетной карты налогоплательщика с использованием мобильного приложения Дія вместо физического паспорта.
Бизнес-среда
Во втором квартале мы зафиксировали шесть важных изменений в сфере регулирования бизнеса. Пять из них приняты Верховной Радой Украины, один — Кабинетом Министров.
В дополнение к закону о дерегуляции в сфере земельных отношений, который определен в главных реформах выпуска, это:
Закон о продаже земельных участков через электронные аукционы устанавливает правила отчуждения государственной и коммунальной земли. Торги в форме электронного аукциона должны проходить в Интернете в режиме реального времени. Для таких торгов может использоваться только государственная электронная торговая система. Также закон усиливает защиту прав арендаторов: теперь владелец (государство или община) не может выставить участок на продажу без их согласия.
Порядок ведения Единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕГЭССС). С прошлого года ЕГЭССС работала как пилот. Цель системы — обеспечить перевод всех админуслуг в сфере строительства в онлайн, систематизировать и открыть всю необходимую информацию о строительных проектах, чтобы обеспечить доступ к ней для пользователей. Это должно уменьшить коррупцию в строительной сфере. Уже сейчас в системе можно получить строительный паспорт застройки участка, зарегистрировать декларацию о готовности к эксплуатации объекта, подать заявление об отмене документов о начале подготовительных и строительных работ и др. Принятый Порядок нормирует деятельность Единой системы и обеспечивает верификацию информации с другими реестрами.
Закон о запрете использования пластиковых пакетов в Украине обеспечивает постепенный отказ от одноразовых пластиковых изделий, не разлагающихся в природе. Первые ограничения начнут действовать 1 декабря этого года — на рынках, в магазинах и кафе запретят использование пакетов с толщиной стенок более 50 микрометров. Штраф за нарушение составит 1,7—8,5 тысячи гривен, а после 10 марта 2022 года он вырастет до 8,5—34 тысяч гривен.
Вместо обычных пластиковых пакетов предприятия смогут использовать биоразлагаемые пакеты. Нераскладные пакеты все же можно будет покупать — для собственного пользования. Но цены на них будет регулировать правительство, и, вероятно, они будут высокими с целью уменьшения спроса на такие пакеты.
Читайте также: Никаких пакетов с пакетами. Свыше 80% украинцев поддержали новый запрет на использование пластика для упаковки
Кто больше реформатор?
За этот квартал абсолютным лидером в принятии реформ стала Верховная Рада — на ее счету 19 важных регуляций. На втором месте Кабинет Министров — девять реформ, Нацбанк и президент инициировали четыре и три реформы соответственно. На счету президента — единственная антиреформа второго квартала — закон о налоговой амнистии.
График 2. Инициаторы реформ во 2 квартале 2021
Источник: 158 — 163 выпуски Индекса реформ
Во втором квартале власть взялась доделывать старое. Были приняты важные земельные законы, окончательно урегулирован вопрос валютных кредитов и расширены возможности «государства в смартфоне». Но для продвижения вперед Украине следует вернуться к камням преткновения успешного государства — нерешенными остаются вопросы антикоррупционной и судебной реформ, промедление с которыми способно стремительно нивелировать все достигнутые результаты.
Этот материал опубликован в рамках информационного партнерства НВ и проекта Вокс Украина