Год спустя. Как приватизация помогла преобразить Центральный автовокзал в Киеве
Компания «Укрпас» вложила около 100 млн грн в реконструкцию Центрального автовокзала Киева и готова потратить еще 70 млн грн на развитие его IT-инфраструктуры. Это один из успешных примеров проводимой Фондом госимущества малой приватизации, которых по стране сотни.
«Ого!» — восклицает мужчина в возрасте около 60 лет с увесистой сумкой на плечах, зайдя в здание Центрального автовокзала на Демиевской площади. Он с интересом рассматривает новое помещение с современными табло, где можно увидеть информацию о прибытии и отправлении автобусов, указатели и эскалаторы. От старого здания автовокзала, которое не ремонтировалось 60 лет, осталась только монументальная мозаика на колоннах и стенах.
А все нововведения появились после приватизации — продажи на онлайн-аукционе 99,9% акций компании «Киевпассервис» инвестору, компании «Бастион-Групп». Покупатель получил право собственности на 6 автовокзалов в столице и 18 — в Киевской области, а государство — 230 млн грн и реальные инвестиции в обновление инфраструктуры. Пример Центрального автовокзала показывает, как благодаря привлечению частных инвестиций некогда ненужные объекты получают новую жизнь.
Новый объект
Центральный киевский автовокзал долгие годы пугал своим внешним видом киевлян и жителей других городов и стран, которые пользовались его услугами. Объявления о рейсах писали вручную, кафе отпугивало желающих перекусить, а лестницы и холл уже давно отжили свое. Доходов он почти не приносил. В 2019 году чистая прибыль автовокзала составила 13 тыс. грн. Поэтому он оказался в числе первых, выставленных на приватизацию. В мае 2020 года Фонд госимущества провел конкурс на продажу шести киевских и 18 областных автовокзалов, победу в котором одержала компания «Бастион-Групп». На прозрачном аукционе она сделала самую высокую ставку, согласившись заплатить 230 млн грн за видавшие лучшие годы активы.
Сумма приватизации оказалась на тот момент рекордной для новой команды ФГИ, только начавшей выстраивать механизмы приватизации. Информация про обьекты теперь доступна всем на сайте privatization.gov.ua — только по одному «Киевпассервису» в виртуальный комнаты данных (VDR) было выложено порядка 1500 различных документов. А сами торги проходят не за закрытыми дверями, а в торговой системе Prozzoro.Продажи.
глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко.
«Но как ни странно, деньги в бюджет — это не самое важное. Как показывает статистика Фонда, Старые объекты получают новую жизнь, бизнес развивается, создаются рабочие места, а государство продолжает получать налоги», — комментирует глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко.
На данный момент в реконструкцию Центрального автовокзала вложено более 100 млн грн, говорит директор компании «Укрпас» Максим Скляренко. Еще 20 млн грн было инвестировано в разработку IT-решений, в частности, создания омниканального сервиса по продаже билетов и автостанционного решения, включающего автоматизацию процессов, диспетчеризацию, интегрированную базу данных рейсов, обмен данными с перевозчиками и другими автостанциями. Уже в ближайший год инвестор планирует вложить дополнительных 70 млн грн в развитие IT-составляющей.
Для безопасности пассажиров с 1 октября вход на платформы будет закрытым — только по посадочному талону с QR-кодом. По одному билету можно будет пройти пассажиру и сопровождающему. Компания меняет условия работы и с перевозчиками. Раньше Центральный автовокзал получал 10% от доходов перевозчиков и 18% от стоимости купленного пассажиром билета. Сейчас от каждого реализованного билета нужно заплатить 15% и дополнительно взимается фиксированная плата за въезд на территорию автовокзала от перевозчиков. В «Укрпас» отмечают, что услугами автовокзала уже заинтересовались новые транспортные компании. Если сейчас автовокзал обслуживает 400−500 тыс. человек в год, то к 2023−2024 годам эта цифра может увеличиться до 2 млн человек.
Еще пару лет назад, глядя на увядающее здание, шли слухи о закрытии Центрального автовокзала для возведения на его месте очередного ТЦ или ЖК. Понимая возможные риски, Фонд госимущества поставил перед будущим владельцем «Киевпассервиса» условие — сохранить работу сети автовокзалов и станций в Киеве минимум на 5 лет, а в области — на 15 лет, а также полностью выполнять социальные гарантии. Благодаря удачно выбранной модели сотрудничества, уже сегодня пассажиры могут по достоинству оценить проделанную работу.
Что привлекает пассажиров? В новом здании автовокзала работают несколько кафе, магазины, открылся отель на 34 номера. Количество платформ на обновленном автовокзале увеличено с 12 до 30, созданы комфортные залы ожидания, появились эскалаторы и инфраструктура для маломобильных групп населения, комната матери и ребенка, туалеты. Цены — приемлемые. Например, эспрессо стоит 20 грн, латте — 27 грн, а американо — 25 грн.
Эффективная приватизация
Министр инфраструктуры Александр Кубраков
Министр инфраструктуры Александр Кубраков, который приехал посмотреть на новый Центральный автовокзал, констатировал, что тот является успешным кейсом государственно-частного партнерства. И добавил, что новый объект может принимать по 2,5 млн пассажиров в год. Именно с обновления главного автовокзала столицы начинается реформирование автостанционного бизнеса в Украине, заметил Александр Кубраков.
Как показывает практика, приватизация непрофильных и неэффективных активов позволяет не только наполнить госбюджет, но и принести ощутимую пользу всем участникам процесса. Яркий пример — «Большая приватизация тюрем», которую Фонд госимущества реализует совместно с Министерством юстиции. Только от продажи Львовской колонии № 48 государству удалось получить более 403 млн гривен, большинство из которых пошли на создание новых комфортных условий для содержания заключенных, а также модернизацию существующих исправительных учреждений.
Во время официального открытия обновленного автовокзала, глава ФГИ Дмитрий Сенниченко акцентировал внимание на том, что «Киевпассервис» является очередным успехом прозрачной приватизации по единым для всех правилам, что способствует росту инвестиционной активности в стране.
Значимо еще и то, что открытые инструменты — сайт privatization.gov.ua, виртуальные комнаты данных и правильное маркетирование объекта существенно увеличивают конкуренцию на торгах, привлекая значительно больше инвесторов — в среднем в 3,5 раза!
«Онлайн-аукцион по приватизации „Киевпассервиса“ дал начало новому, масштабному инфраструктурному проекту. Но благодаря системной реформе это уже типичная история для приватизации, которая превращает непродуктивные активы в продуктивные. Более двух тысяч прозрачных аукционов уже проведено Фондом госимущества, и Впереди сотни таких историй, поэтому дальше будет!» — заявил Дмитрий Сенниченко.