Омбудсмен в ОСАГО: Чем поможет пострадавшим в ДТП
Финансовый или страховой омбудсмен — важная структура на развитом рынке страхования. В его полномочия входит рассмотрение жалоб и урегулирование спорных ситуаций между страховщиком и потребителем — физическим лицом.
Во многих странах мира возможность обратиться к независимому уполномоченному существует уже более 20 лет. К примеру, правительство Великобритании учредило Службу финансового омбудсмена в 2001 году, и с тех пор здесь рассматривается более 1 млн обращений в год на действия банков, страховых, финансовых инвестиционных и прочих компаний. Независимые страховые омбудсмены бесплатно защищают права страхователей и пострадавших в Германии, Австралии, Индии, Новой Зеландии.
В Украине за соблюдение требований законодательства на страховом рынке отвечает Национальный банк. Его задача как регулятора — отреагировать на жалобу, используя административные механизмы: наложить штраф или использовать другие санкции в отношении страховой компании, которая должна устранить нарушение. В случае конфликтной ситуации пострадавшему приходится обращаться с жалобой в Нацбанк, МТСБУ или проходить через длительные судебные процедуры. Но в ближайшее время ситуация изменится.
Независимый медиатор
Драйвером инноваций становится сфера «автогражданки» (обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Совсем скоро при МТСБУ начнет работу «омбудсмен в ОСАГО». Его задачей будет контролировать соблюдение законных прав и интересов страхователей и пострадавших в ДТП, а также в досудебном порядке разрешать конфликтные ситуации между страховой компанией и потребителями страховых услуг.
Работа омбудсмена в ОСАГО будет сфокусирована на том, чтобы защитить конкретного человека: разобраться в обстоятельствах страхового случая, внимательно изучить процесс урегулирования и, с учетом действующего законодательства, принять решение о том, должна ли страховая компания выплатить возмещение.
Работа такого омбудсмена бесплатна для обращающихся за помощью. Воспользоваться услугами может любой гражданин, которому требуется защита его прав в сфере ОСАГО. Для этого надо направить жалобу МТСБУ, соблюдая определенные правила:
1. Подавать жалобу необходимо письменно: в бумажном или электронном виде. В ней указать фамилию, адрес, телефон жалобщика, а также название страховой компании.
2. В жалобе четко изложить все факты, касающиеся страхового события: дату, время, обстоятельства аварии. Предоставить информацию о договорах ОСАГО участников ДТП, дату и перечень документов, переданных в страховую компанию, копию переписки со страховщиком.
3. Ясно указать, в чем именно состоит нарушение прав и интересов, что считаете неверным, какого результата рассмотрения жалобы ожидаете.
Решение омбудсмена станет обязательным для выполнения страховщиком-членом МТСБУ. Страховая компания обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления выполнить его решение и предоставить Бюро подтверждение этого.
Причины споров
Следует отметить, что уровень жалоб на страховщиков ОСАГО по итогам I квартала 2021 года составляет всего 1,4% от количества произведённых выплат. Наибольшая часть из них связана с задержкой выплаты страхового возмещения. Хорошо, что этих жалоб становится меньше, а средний срок выплаты сокращается. К примеру, за I квартал 2021 года более 75% выплат были совершены в срок 90 дней с момента ДТП. Напомню, что согласно нормам действующего закона «Об ОСАГО», страховой случай должен быть урегулирован в течение 90 дней с момента подачи заявления на выплату и всех необходимых документов к нему.
Другими причинами жалоб пострадавших в ДТП являются несогласие с размером страхового возмещения или отказ от выплаты. Здесь количество спорных ситуаций минимально. В I квартале 2021 года МТСБУ получило всего 80 и 40 жалоб по вышеуказанным причинам. При этом в целом за этот период страховые компании произвели более 40 тысяч выплат.
Также практика МТСБУ, как и иностранных омбудсменов, показывает, что многие жалобы обусловлены недостатком финансовой грамотности у самих пострадавших. Британская Служба финансового омбудсмена обнародовала статистку, что каждая вторая жалоба не является обоснованной. К примеру, пострадавший может жаловаться, что выплата сделана недостаточно быстро, хотя предусмотренный законом срок еще не истек. Или, например, автовладелец предоставил не все необходимые документы, из-за чего могут быть задержки в рассмотрении заявления на выплату. Также причиной недовольства часто являются ситуации, которые субъективно считаются несправедливыми, но при этом действия страховщика отвечают законодательству. Например, выплата с учетом износа заменяемых запчастей.
Читайте также:
Михал Ржемниевски Пройдут ли автомобили из Украины границу Польши без техосмотра?
Мы рассчитываем, что омбудсмен способствует минимизации жалоб на страховщиков ОСАГО и повысит уровень осведомленности украинцев о принципах работы этого вида страхования, о правах и обязанностях участников дорожного движения, поможет самим страховщикам лучше организовать коммуникации со своими потребителями.
В дальнейшем большинство поводов для жалоб сможет устранить новый закон «Об ОСАГО». Например, в нем будет прописан другой подход к расчету размера компенсации ущерба для неновых автомобилей, что позволит пострадавшему получить сумму, которой полностью хватит для ремонта автомобиля.
Появление омбудсмена в ОСАГО — это возможность повысить уровень доверия украинцев к страховому сектору в целом. И, кроме того, это еще один этап зрелости отрасли: когда компании готовы к тому, что по итогам рассмотрения спорных случаев будут приниматься решения, которые станут обязательными для всех участников рынка ОСАГО.