Оставить большой город, чтобы учить детей. Истории трех украинцев, которые уехали в малые городки и села и меняют там школьное образование
Многие украинские дети имеют меньше доступа к образовательным возможностям, чем их ровесники, — так, по данным Минцифры, к 39% школ в Украине даже не проведен интернет. Самые большие проблемы с этим возникают в селах и маленьких городках.
В то же время десятки молодых выпускников университетов из крупных городов готовы на два года переехать в совершенно неведомую среду, чтобы развивать школьное образование.
НВ вместе с организацией Навчай для України рассказывает истории трех украинцев, отправившихся в маленькие населенные пункты, где преподают в местной школе, а также организуют внеклассные инициативы для детей и общественности. Они — не учителя по образованию, однако являются специалистами в своих сферах и проходят пятинедельный интенсив, прежде чем начать работу.
Юлия Здановская, 21 год
«Когда я участвовала в олимпиадах, был негласный список постоянных участников»
Я родом из Харькова. В старших классах училась в физико-математическом лицее в Киеве и очень активно занималась олимпиадами по математике и программированию. Дважды ездила на Европейскую олимпиаду девушек по математике (EGMO), где со второго раза в 2017 году получила серебро, а наша команда от Украины заняла первое место среди европейских команд.
После результатов ВНО в стране встал вопрос, почему такие слабые показатели сдачи математики. 30% абитуриентов не сдали ее на проходной балл. По программе «Навчай для України» я поеду в пгт Юрьевка Днепропетровской области преподавать математику и информатику — хочу помочь с этой ситуацией, чтобы дети как минимум не боялись этого предмета, чтобы понимали, о чем это, и чтобы хорошо сдавали ВНО.
Мне хотелось бы найти школьников, которые имеют способности и желание участвовать в олимпиадах. Когда я участвовала в олимпиадах, был негласный список постоянных участников — это преимущественно математические лицеи или школы областных центров. Если же кто-то приезжает из области, это всегда крутая новость. Впрочем, это было довольно редко. Я не обещаю, что сразу ученики, у которых я буду преподавать, выйдут на всеукраинский уровень. Но их участие в областных олимпиадах тоже было бы прорывом.
Я никогда не пребывала в другой реальности. Всегда училась или в Харькове, или в Киеве. И мне интересно посмотреть, как школа в пгт отличается от той среды большого города или специализированного лицея, где я училась. Хочу способствовать на глобальном уровне изменениям, быть причастной к реформе школьного образования в Украине. Образование в маленьких населенных пунктах должно быть не хуже, чем образование, скажем, в крупных городах. Думаю, что так много людей подаются на программу «Навчай для України», потому что это возможность достойного нетворкинга. Быть среди ценностно своих людей — заманчиво.
Владимир Перерва, 23 года
«Имею амбициозную цель — через 2 года программы стать директором школы»
Я человек асфальта, ребенок города. Во Львове работал учителем и телеведущим. Когда-то быть в селе не любил. А теперь вижу свою миссию в том, чтобы стать вдохновителем для учеников Калиновки, что на Киевщине. Понимаю, что там дети все по-другому будут воспринимать, чем их сверстники в большом городе. Я могу дать им большую возможность и хочу показать на своем примере, как можно развиваться.
Обычно в малых населенных пунктах как думают? «Есть у нас профессионально-техническое училище, все туда поступают, и я туда поступлю». Если у меня будет 100 школьников, я надеюсь, что хотя бы некоторым из них я помогу принять решение о своем будущем.
Дети, которые живут в селах, пгт и маленьких городах, на 2,5 года отстают в учебе от детей из больших городов. Мы видим это по результатам на ВНО, им труднее поступить в высшее учебное заведение. Следует понимать, что в малых населенных пунктах тоже работают классные учителя. Но учитель истории, например, часто преподает еще и физику, а иногда и физкультуру, потому что нет профильных специалистов. Если в школу приходит мотивированый молодой человек с хорошим опытом, дети имеют больше потенциала сдать ВНО хорошо. В то же время, я не считаю ВНО показателем качественного образования, это лишь показатель для поступления в ВУЗ.
Для меня участие в программе — это выход за зону комфорта. Но я ставлю амбициозную цель — через 2 года программы стать директором школы в одном из малых населенных пунктов Украины, чтобы попытаться превратить учебное заведение со средним уровнем образования в мощный очаг знаний со STEAM-системами, мультибордами и интерактивными досками.
Андриана Баран, 26 лет
«Подавалась еще в Канзасе»
Я родилась и училась в школе в Новояворовске. Поступила во Львовский национальный университет им. Франко с мыслью стать учительницей украинского языка. Это была моя мечта еще со времен, когда я в старшей школе ездила в Малую академию наук. Там я поняла, что предмет можно «копнуть» глубже, чем когда мы просто слышим информацию на уроке или читаем в книге. Вдохновившись, я хотела этим делиться дальше. Поступив на филологический, с первого курса под руководством опытных преподавателей я была репетитором по украинскому языку у иностранцев. Впоследствии я стала преподавать сама, а в 2020 году стала стипендиаткой программы американского правительства им. Фулбрайта. Так я попала в Канзасский университет, где ассистировала преподавателю украинского языка в течение года. Параллельно же училась.
На программу «Навчай для України» подавалась еще в Канзасе. Я слежу за ее ходом еще с начала реализации в Украине и уже давно думала поехать по ней на два года. Сейчас для меня лучшее время для этого. У меня есть достаточно идей и знаний, которыми хочу поделиться и к которым большинство школьников не имеют доступа. Я на себе чувствую определенную ответственность за их распространение.
Читайте также:
Андрей Кокотюха Математика и лопата
Украинский в школе преподают, чаще всего, опираясь на правила и орфограммы. Я бы хотела делать это более коммуникативно и более практично, в частности, обогащать словарный запас школьников, чтобы они могли в будущем эффективно коммуницировать в различных средах (рабочих, семейных и т. д.)
Программа является огоньком надежды для учащихся в малых населенных пунктах. Я хочу, чтобы они понимали, что мир не заканчивается за пределами их населенного пункта, что всегда есть смысл стараться и искать, потому что только так можно найти свое призвание.
Навчай для України — партнер международной сети Teach For All, которая объединяет 59 независимых организаций в разных странах мира. Цель — способствовать тому, чтобы каждый ребенок, независимо от места проживания, имел возможность реализовать свой потенциал и получить качественное образование.