Темная магия? Причину смерти мужчины железного века уточнили по содержимому его желудка
Изучение кишечника хорошо сохранившегося тела из болота в Дании выявило новые детали, которые, по мнению исследователей, намекают на темные ритуалы.
В теле мужчины, которого называют «Человек из Толлунда», обнаружили семена сорняков, которые намеренно добавили в его трапезу, уверены датские археологи.
Ученые выяснили, что тело бросили в болото почти 2400 лет назад и что он был повешен — петля из плетеной шкуры животного все еще висела у него на шее. Но при этом облик тела и лица — закрытые глаза и слабая улыбка — предполагали, что он, возможно, был принесен в жертву, а не казнен как преступник.
Предположение о том, что человек из Толлунда был убит в время человеческого жертвоприношения, теперь подкрепляется изучением последнего обеда мужчины, сделанным на основе подробного исследования содержимого его пищеварительного тракта: каши из ячменя, льна и горчака.
«Семена горчака развесистого — ключ к разгадке тайны убийства в железном веке», — сказала археолог Нина Нильсен, руководитель отдела исследований датского музея Силькеборг и ведущий автор нового исследования.
Это растение в диком виде растет среди ячменя, но данные по земледелию железного века показывают, что его обычно вычищали как сорняк во время обмолота. Это говорит о том, что это была часть отходов, которую добавили в кашу намеренно — возможно, как часть ритуальной трапезы.
«Это была обычная еда? Или отходы были тем, что добавляли в пищу только когда люди ели ритуальную трапезу? Мы этого не знаем», — сказала Нильсен.
Наличие подгоревшей корки в содержимом кишечника говорит о том, что еда представляла собой кашу, приготовленную в глиняном сосуде. Исследователи также выяснили, что последний прием пищи человека из Толлунда включал как растительные продукты, так и содержащие холестерин. Они полагают, что это могла быть жирная рыба, например, угорь.
Миранда Олдхаус-Грин, почетный профессор истории, археологии и религии Кардиффского университета в Соединенном Королевстве и автор книги «Обнаруженные болотные тела: разгадывая древнюю тайну Европы», сказала, что семена горчака и другие следы отходов в последней каше Толлунда — еще одно свидетельство того, что он был принесен в жертву.
«Это подкрепляет идею о том, что либо его стыдили и давали ему что-то отвратительное и ужасное, либо это фактически отражало тот факт, что общество находилось в той стадии, где людям не хватало еды», — сказала она.
По ее словам, идея о том, что жертв человеческих жертвоприношений каким-то образом «пристыдили» перед смертью, также нашла отражение в их захоронениях на болотах, а не в обычных сухих могилах.
«Если положить тело в болото, оно не разложится — оно останется между мирами живых и мертвых», — сказала Олдхаус-Грин.
Добавим, тело человека из Толлунда было обнаружено в 1950 году в десяти километрах от датского Силькеборга в торфяном болоте на глубине 2,5 метра. Из-за хорошей сохранности останки изначально приняли за пропавшего в том же году школьника.
На его шее находилась веревка-удавка, однако шейные позвонки оказались не повреждены. Вскоре после удушения толлундского человека уложили или бросили в болото. На момент смерти ему было около 30−40 лет. Радиоуглеродный анализ показал, что мужчина жил около 405−380 годов до нашей эры, то есть в раннем железном веке.
Ранее НВ писал, что археологи обнаружили в Китае человеческий скелет в положении на коленях в жертвенной яме, которая относится ко времени поздней династии Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.).
Множество захоронений позднего периода династии Шан было обнаружено при раскопках на археологическом участке Чайчжуан в городе Цзиюане.
Кости, найденные на месте раскопок, позволяют предположить, что человека приносили в жертву. Его тело было обезглавлено, обращено к северу и опущено на колени в яме, со скрещенными руками. Не исключено, что этот человек был слугой вельможи и, согласно верованиям того периода времени, добровольно отправился в загробный мир для сопровождения своего хозяина.
На одной из костей был обнаружен древний иероглиф «кан». Лян Фавэй, руководитель проекта раскопок на участке Чайчжуан сказал, что в династии Шан преобладает жертвенная культура, и иероглифы использовались для описания жертвенной деятельности и разных ритуалов. Среди них слово «кан» изображает способ приносить жертвы в ямах.