Кульминация вступительной кампании 2021. Какие дедлайны важно не пропустить абитуриентам и когда искать себя в списках
Через несколько дней, 23 июля, для большинства абитуриентов завершается важный период вступительной кампании 2021 — основной этап подачи документов в высшие учебные заведения.
По состоянию на 21 июля абитуриенты подали более чем 886 тыс. заявлений (абитуриенты, поступающие на основе полного общего среднего образования) - это на 18% заявлений больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В Минобразования объясняют такой рост тем, что в этом году количество выпускников на 4,8% больше, чем в 2020 году.
В пятерку самых популярных специальностей входят:
- филология,
- право,
- менеджмент,
- компьютерные науки,
- среднее образование.
НВ напоминает, какие еще важные шаги необходимо (или можно) сделать абитуриентам в оставшийся период вступительной кампании.
Успеть подать документы - для тех, кто этого еще не сделал
Речь идет об абитуриентах, поступающих на первый курс для получения степени младшего бакалавра или бакалавра (а также магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направлений) на основе полного общего среднего образования на дневную форму обучения.
Для тех из них, кто поступает по результатам ВНО, а также вступительных экзаменов и творческих конкурсов (проведенных с 1 до 13 июля), лишь до 18:00 23 июля (пятница) продолжается процесс подачи документов в вуз.
Чтобы успеть подать свои заявления, необходимо за это время:
- зарегистрировать личный электронный кабинет на специальном сайте;
- заполнить специальную электронную форму в своем кабинете абитуриента (нажав кнопку «Перейти к подаче заявлений»);
- выбрать желаемые вузы (ыбрав раздел «Конкурсные предложения») и сформировать свои электронные заявления.
Подать дополнительные заявления в другие вузы / на другие специальности
В 2021 году абитуриенты могут подать до 5 заявлений на бюджетные места (государственный и региональный заказ в фиксированных (закрытых) и открытых конкурсных предложениях на любые специальности).
На контрактную форму обучения в 2021 году разрешено подавать максимум 30 заявлений.
Поэтому если абитуриент колеблется относительно основного выбора или хочет иметь «запасные» варианты, стоит использовать дополнительные возможности и подать документы на альтернативные специальности.
При этом следует помнить, что абитуриент не может изменить приоритетность заявлений, которую он указывает для вступления на места государственного заказа.
Можно лишь отменить заявление с приоритетностью. В таком случае необходимо снова подать заявление с этой же приоритетностью (если оно еще не было принято приемной комиссией). В случае принятия заявления приемной комиссией вместо отмененной заявления подать новое невозможно. Если заявление с первой приоритетностью отменено, то следующее по приоритетности заявление будет обрабатываться системой на уровне заявления с первой приоритетностью других абитуриентов.
Подать документы в бумажной форме, если это не удалось сделать в электронной
Невозможность зарегистрировать электронный кабинет или подать заявление в электронной форме должна быть подтверждена справкой приемной комиссии вуза.
В таком случае абитуриент имеет право подать документы непосредственно в приемную комиссию (тоже до 23 июля), при этом с собой необходимо иметь оригиналы и копии:
- документа, удостоверяющего личность (из тех, которые признаны законом О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус);
- военного билета — для военнообязанных, удостоверения о приписке к призывным участкам — для призывников;
- документа о получении среднего образования и приложения к нему;
- сертификатов внешнего независимого оценивания (ВНО) — если они есть;
- четыре цветные фотографии размером 3×4 см.
- в случае необходимости — документы, подтверждающие право абитуриента на зачисление по собеседованию, на участие в конкурсе по результатам вступительных экзаменов и / или квоте-1, квоте-2, квоте-3 или квоте-4 на основе полного общего среднего образования.
Есть также ряд других случаев, когда поступающим разрешено подавать документы в бумажной форме (полный список можно посмотреть на сайте Минобразования).
- поступление по праву первоочередного зачисления, по собеседованию, по результатам вступительных экзаменов по конкурсным предметам, по ряду льготных квот или квоте для иностранцев;
- при отсутствии у поступающего хотя бы одного из сертификатов ВНО 2018−2021 годов;
- повторное бесплатное получение образования за бюджетные средства;
- наличие расхождений в данных в единой базе и в документе о среднем образовании или сертификате ВНО (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, гражданство и т. д.);
- в случае подачи иностранного документа об образовании, а также предоставления заявления иностранцами и лицами без гражданства, которые постоянно проживают в Украине;
- предоставление школьного аттестата старого образца (до 1998 года);
- в случае подачи заявления после завершения сроков работы электронных кабинетов (30 сентября);
- для реализации права на начисление дополнительных баллов призерам и победителям чемпионатов Европы и чемпионатов мира, всемирной Гимназиады, победителям чемпионатов Украины (по олимпийским видам спорта) при поступлении на обучение по специальностям Среднее образование (Физическая культура) и Физическая культура и спорт.
Проверить свое место в рейтинговых списках
Не позднее, чем до 28 июля вузы должны обнародовать рейтинговые списки - то есть перечень всех абитуриентов, подавших документы в этот вуз. Такой список формируется в каждом учебном заведении и по каждой отдельной специальности. В нем указываются рейтинговый балл и рейтинговое место каждого абитуриента - соответственно можно оценить, сможет ли абитуриент претендовать на бюджетное место в этом вузе.
Списки обнародуют на информационных стендах приемных комиссий, на веб-сайте высшего учебного заведения, а также информация поступает в электронный кабинет абитуриента и доступна на соответствующем сайте.
С учетом этих списков вузы формируют и списки рекомендованных к зачислению на обучение за бюджетные средства.
Как формируется рейтинговый список?
Перечень формируется по категориям абитуриентов в такой последовательности:
- сначала абитуриенты, которые получили право на зачисление по результатам собеседования (только на основе полного общего среднего образования) - их фамилии указывают в рейтинговом списке по алфавиту;
- далее абитуриенты, которые имеют право на зачисление по квотам (только на основе полного общего среднего образования);
- наконец, далее идут абитуриенты, имеющие право на зачисление на общих основаниях.
Рейтинговый список абитуриентов, имеющих право на зачисление по квотам и на общих условиях, упорядочивается следующим образом:
- сначала по конкурсному баллу - от большего к меньшему;
- затем по приоритетности заявлений (от первого до последнего - то есть в условиях одинакового количества баллов выше в списке будет тот абитуриент, который указал эту специальность как более приоритетную)
- в последнюю очередь по среднему баллу свидетельства (аттестата) - от большего к меньшему.
Если указанные правила не позволяют определить последовательность поступающих в рейтинговом списке, приемная комиссия заведения принимает соответствующее решение самостоятельно на основании анализа представленных абитуриентами документов.
Подать оригиналы документов в вуз
18:00 2 августа - важнейший дедлайн для нынешних абитуриентов. Именно к этому времени поступающие должны подать оригиналы документов в тот вуз, где хотели бы учиться.
Свои документы можно передать несколькими способами:
- привезти документы лично в приемную комиссию;
- послать по почте (с обязательным описанием вложений);
- отправить по электронной почте - с наложением на сканкопию электронной цифровой подписи абитуриента: в таком случае, если отправка осуществлена по электронной почте, предоставление оригиналов необходимых документов и заключение договора об обучении между учреждением высшего образования и поступающим (при участии родителей или законных представителей - для несовершеннолетних абитуриентов) осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты начала обучения.
Абитуриенты, которые по каким-либо причинам не подадут оригиналы документов до 18:00 2 августа в вуз, теряют право на зачисление (либо перевод) на обучение за средства государственного бюджета. При этом они будут сохранять право поступления на контрактной форме обучения на любую из специальностей, на которую они подавали заявление.
Проверить, есть ли вы в приказе о зачислении
Зачисление абитуриентов, получивших места по госзаказу, должно быть проведено не позднее 9 августа 2021 года.
После зачисления абитуриентов на бюджет начинается зачисление на контракт (в пределах лицензионного объема специальности и в соответствии с рейтинговым баллом абитуриента).
Предоставление рекомендаций к зачислению и обнародование списка лиц, рекомендованных к зачислению на контракт, осуществляется не ранее 10 августа.
До 19 августа будет длиться перевод на вакантные места государственного / регионального заказа и на контрактные места (за счет корректировки списка рекомендованных к зачислению и освобождения в нем мест абитуриентов, которые подавали несколько заявлений и отнесли оригиналы документов на другую специальность).
Окончательное зачисление абитуриентов- «контрактников» должно состояться не позднее 30 сентября.
При необходимости - обжаловать распределение бюджетных мест
Если абитуриент считает, что бюджетные места распределены несправедливо, он вправе обратиться с соответствующим письменным заявлением в вуз, а в случае возникновения проблем - в орган управления или учредителя образовательного заведения.
Если же жалобы касаются автоматического распределения бюджетных мест - стоит обратиться на горячую линию МОН - 0 (800) 50 45 70 (пн-чт: 09.00-17.00, пт.: 09.00-16.00).
По материалам Минобразования Украины, Освіта.ua