Годовщина гибели рейса MH17: пять главных фактов о причастности России к катастрофе
17 июля 2021 года исполняется семь лет со дня крушения рейса МН17 в небе над Украиной. В этой катастрофе погибли все 298 человек, находившиеся на борту самолета.
Лайнер Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит неподалеку села Грабово на востоке Донецкой области.
Объединенная следственная группа, которая ведет международное расследование катастрофы Боинга МН17, пришла к выводу, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса Бук возле населенного пункта Снежное. Ракетный комплекс был доставлен в Украину из России.
Прокуратура Нидерландов предъявила обвинения трем россиянам и одному украинцу в убийстве 298 пассажиров и членов экипажа рейса MH17.
Речь идет о бывшем главаре прокремлевских террористов Игоре Гиркине (Стрелкове), полковнике ГРУ Сергее Дубинском, подполковнике запаса ВДВ Олеге Пулатове и боевике «ДНР» Леониде Харченко.
9 марта 2020 года начался международный суд по делу MH17.
В годовщину катастрофы НВ напоминает о фактах, которые указывают на ключевую роль России в гибели трех сотен человек из 18 стран.
1. Главные обвиняемые в международном суде — россияне
19 июня 2019 года прокуратура Нидерландов выдвинула официальные обвинения четырем подозреваемым в причастности к убийству пассажиров и экипажа рейса МН17:
- бывшему главарю пророссийских боевиков на Донбассе Игорю Гиркину (Стрелкову);
- командиру т.н. «ДНР», российскому генерал-майору Сергею Дубинскому (позывной — «Хмурый»);
- подполковнику запаса ВДВ России Олегу Пулатову (позывной — «Гюрза»)
- гражданину Украины Леониду Харченко (позывной — «Крот»).
В заседаниях международного суда принимают участие адвокаты только одного из них — Олега Пулатова. Никто из обвиняемых в суд не явился.
2. Самолет сбила ракета, выпущенная из российского ЗРК Бук
В мае 2018 года Объединенная следственная группа (JIT), куда входят Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина, представила свой второй детальный доклад в рамках расследования трагедии рейса MH17 (первый был обнародован осенью 2016 года).
Согласно выводам специалистов, самолет был сбит ракетой из зенитно-ракетного комплекса Бук, который доставили на территорию Донбасса из Курска и который находился на вооружении 53-й курской зенитной ракетной бригады ПВО.
«Наши исследования подтверждают тот факт, что самолет был сбит из Бука, который попал из Российской Федерации на неподконтрольную территорию [Донбасса]», — сказал Уилберт Паулсен, представитель JIT.
По его словам, следствие проанализировало снимки, зафиксировавшие передвижение этого Бука.
«Мы проанализировали все доступные нам картинки и изображения, и нам удалось снять „отпечатки пальцев“ (серийные номера, индивидуальные потертости и т. д. — прим. ред.) со снарядов, с помощью которых был сбит самолет. И мы понимаем, что эти снаряды совпадают с теми, которые принадлежат военным бригадам Российской Федерации», — заявил Паулсен.
Руководитель федеральной полиции Австралии Дженнифер Хурст рассказала, что самолет был сбит ракетой серии 9 М38. Часть ракеты, где был размещен двигатель, нашли на территории Украины и в 2018 году продемонстрировали публике.
«На оболочке был найден номер, указывающий на код производителя — предприятие расположено в Московской области, год производства — 1986, также указан серийный номер ракеты», — завила Хурст.
Кроме того, благодаря фотографиям и видеозаписям, на которых зафиксировано движение колонны российских войск, следователям удалось полностью восстановить маршрут следования Бука в Украину с территории Курской области. Он отображен на видео ниже:
https://www.youtube.com/embed/rhyd875Qtlg
На суде также выяснилось, что у стороны обвинения есть как минимум один свидетель запуска ракеты из российского ЗРК Бук, сбившей Боинг рейса MH-17, с оккупированных территорий Донбасса.
10 июня 2021 года судьи заявили, что один из свидетелей около 14:00 17 июля 2014 года видел Бук, который ехал в сторону поля под Снежным. Свидетель подтвердил, что из Бука стреляли и после этого на установке не хватало одной ракеты.
По словам другого свидетеля, по приказу одного из четырех обвиняемых Леонида Харченко он поехал в Донецк, а потом в Снежное. Он заявил, что он видел Бук 17 июля 2014 года вечером после трагедии возле одного из магазинов в городе Снежное.
3. Переброске Бука в Украину содействовал офицер российской разведки
Группа журналистов-расследователей Bellingcat и журналисты издания The Insider выяснили, что в переброске на территорию Украины ЗРК Бук участвовал Олег Владимирович Иванников, офицер Главного разведывательного управления РФ.
Иванников, также известный как Андрей Иванович или Орион, ранее был министром обороны непризнанной Южной Осетии после ее захвата Россией.
Согласно перехваченным переговорам боевиков, Иванников на Донбассе руководил оперативными военными действиями на местах.
14 июля 2014 года между Олегом Бугровым, который на тот момент был так называемым «замминистра обороны „ЛНР“», и неким Андреем Ивановичем с позывным Орион состоялся телефонный разговор. Во время этого разговора Орион, в частности, говорит «уже пару дней осталось, у нас уже есть Бук». 17 июля 2014 года Бук под номером 332, принадлежащий 53-й зенитно-ракетной бригаде (базирующейся в Курске), пересек украинскую границу и оказался на территории, контролируемой боевиками.
В 16:20 выстрелом из этого Бука с поля, расположенного к югу от населенного пункта Снежное (на тот момент — территория, подконтрольная террористам) был сбит пассажирский Boeing MH17.
4. Следствие исключило другие версии катастрофы
Уже в предварительном докладе Объединенной следственной группы, обнародованном осенью 2016 года, предметно разъяснялось, почему следствие больше не рассматривает другие версии катастрофы, кроме целенаправленного удара по самолету из ЗРК Бук.
Следствие исключило версии о нештатной ситуации и теракте на борту самолета на основании характера повреждений. Результаты экспертных исследований подтвердили версию о том, что самолет подвергся разрушительному воздействию извне.
Распространяемый российской пропагандой миф о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом, признали фейком на основании радиолокационных данных, показаний свидетелей и данных экспертных исследований.
Международная следственная группа заявила, что располагает достаточным объемом радиолокационных данных (полученных как от Украины, так и от России), которые в совокупности дают полную картину воздушного пространства над восточной частью Украины 17 июля 2014 года. Эти данные свидетельствуют о том, что в момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН17, поблизости не было.
5. Мировые державы требуют от России признать ответственность за трагедию
Россия категорически отрицает свою причастность к катастрофе.
«Там нет никаких доказательств, а все представленное ни о чем не говорит», — прокомментировал в июне 2019 года выводы международного следствия президент РФ Владимир Путин. МИД России также отверг все обвинения, назвав их «голословными».
Тем временем Евросоюз накануне прошлой годовщины катастрофы призвал Россию признать свою ответственность за нее и сотрудничать со следствием.
Великобритания выделила 100 тысяч фунтов стерлингов на формирование специального суда в Гааге, который сейчас судит первых четверых подозреваемых
Россию призывали сотрудничать со следствием и другие страны, в частности Латвия и Эстония.
Вместо этого за три недели до начала международного суда по делу MH17 российские СМИ растиражировали фейк о том, что на месте крушения лайнера якобы не было Буков. После этого пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что эта публикация якобы свидетельствует о том, что к официальной версии расследования «остается огромное количество вопросов», которые «ставят под сомнение такую ангажированную позицию, которая уже неоднократно озвучивалась» (о том, что Россия сбила малазийский Боинг — ред.).