На зарядку становись! Как в СССР выстраивали культ вокруг гимнастики, но она так и не стала образом жизни «советского человека»
Утренняя, а затем и производственная гимнастика в СССР стала массовым явлением, но не стала образом жизни. Потому что инициатива всегда шла сверху.
Г од 1932‑й. В пыльном дворе цеха Днепропетровского метзавода имени Петровского два немолодых рабочих в грязных робах без особого удовольствия пытаются изобразить гимнастическую ласточку. Руки в стороны, грудь вперед, нога тянется назад и немного вверх. Получается смешно. Вернее, совсем не получается. Специально приглашенный физрук демонстрирует сталеварам образцовую модель ласточки. За всей этой пролетарской неуклюжестью наблюдают ошеломленные коллеги. Они еще не понимают, что стоят у истоков самого массового движения в СССР — повсеместной и обязательной производственной гимнастики. Впрочем, производственной она стала не сразу.
16 июля 1929 года в 5:30 легендарный спортивный комментатор Вадим Синявский по радио впервые пригласил всю страну поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть перед собой и сделать глубокий вдох.
Раннее время было выбрано с целью привлечь к коллективной зарядке рабочих и крестьян. 1 апреля 1930 года радиоэнтузиазм нашел поддержку в постановлении ЦИК СССР, в котором физкультура объявлялась «фактором повышения производительности труда».