Как будет развиваться IT-сфера в Украине в ближайшее время
IT — это самая быстро изменяющаяся сфера в Украине. Свою лепту в изменения внутри индустрии внес Covid-19 — он ускорил процессы, которые и так были запущены, но никто не ожидал их столь быстрого развития.
Давайте для начала разберемся, что в IT изменилось за год пандемии.
Реалии украинского IT-рынка за год пандемии
2020 год для большого количества украинских IT-компаний прошел под девизом «самоподдержания себя». Многие пересмотрели стратегии, нацеленные на расширение и финансирование IT-отрасли. На данном этапе мы видим, что общий объем проектов на рынке уменьшился. Конкуренция в IT-сфере и до этого была высокой, а сейчас еще больше обострилась. В этих условиях компаниям очень важно придерживаться своих ниш, специализаций. За счет специализации компания твердо стоит на ногах. Мы все должны учитывать, что находимся в непростой ситуации на рынке и это нельзя игнорировать.
С другой стороны — пандемия привела к ускорению глобализации сферы. Команды разработчиков теперь формируются не из территориального расположения, а из наличия определенных компетенций. Коронавирус стал катализатором — он дал понять, что такая схема коммуникации всегда была эффективна.
Читайте также:
Александр Ольшанский Что будет, если заработает спутниковый интернет от Илона Маска?
Третий момент, который «подсветила» пандемия — люди всегда ищут то, чего у них нет. Например, раньше люди свободно путешествовали — сейчас их возможности в посещении других стран ограничены. Но люди все равно будут это делать — только теперь виртуально. В связи с коронавирусом нагрузка на IT-сферу выросла — сейчас очень много задач стали решаться при помощи IT. Хороший пример — образование. В связи с карантином у нас в стране резко поднялась компьютерная грамотность. Это повлекло за собой развитие обучающих программ, которые сделали это возможным. Цифровой мир для Украины существенно расширился.
За чем будущее в IT-сегменте
Давать прогнозы в IT-сфере — дело неблагодарное, потому что все меняется очень стремительно. Но, исходя из тенденций, которые мы наблюдаем сегодня, можно говорить о быстром развитии таких сфер:
- IT-безопасность — в связи с ростом количественного показателя участников коммуникации в IT. Чем больше действий совершается онлайн, тем больше нужно контролировать безопасность IT-ландшафта организации.
- Облачные решения — сюда входят облачные ресурсы, вычисления. Рост обусловлен двумя факторами — легкий старт и отсутствие привязки к чему-то стационарному.
- IT-консалтинг — за счет роста пользования IT-продуктами. Чем больше пользователей (и компаний) переходят в онлайн, тем выше востребованность этого направления.
- Искусственный интеллект — о нем сегодня говорят очень много. Но в реальности в Украине пока не много IT-компаний и сфер, где он действительно приносит пользу. Без сомнений, за этой технологией будущее.
- Чат-боты — мы видим хорошие перспективы у этого направления. Коммуникации меняются, поэтому чат-боты как никогда сейчас актуальны. Рабочее общение все больше переходит в мессенджеры, людям удобно решать все вопросы в одном приложении любимого мессенджера: оформлять покупки, заказы, обращаться в техподдержку компании, задавать любые вопросы общего плана компании, оформлять отпуска, сопровождать работу ресторанного бизнеса и т. д.
Прошлый год показал нам, что продажа аппаратного обеспечения резко упала на всем рынке. Исходя из этого можно предполагать, что упадок ждет IT-компании, которые работают исключительно с этим направлением. Важно иметь гибкость и перестроиться — стать сервисо-ориентированной компанией, чтобы предложить заказчику и сервис, и консалтинг, а также разрабатывать архитектуру и в дальнейшем обеспечивать внедрение этого проекта.
Все идет к тому, что основные акценты любого бизнеса будут нацелены на сервис и коммуникации. Для этого любой компании необходима гибкость.