Как оживает украинский рынок ценных бумаг. Есть ли перспективы?
Украина на пути от мертвого рынка к ажиотажному спросу на ценные бумаги.
Помните старый анекдот об английском газоне? У садовника из Англии спросили, что необходимо сделать, чтобы вырастить добротный английский газон. «Это очень просто, — улыбнувшись ответил садовник. — Следует посеять траву, а когда она подрастет — постричь ее. Затем она еще раз подрастет, еще раз постричь ее, и еще раз и еще. И так 300 лет». Этот анекдот прекрасно отвечает на вопрос, что нужно сделать, чтобы выпустить и разместить корпоративные ценные бумаги: прибыльная деятельность компании, отчетность по МСФО, слаженное корпоративное управление и прозрачная структура собственности. И все это в течение последних 10 лет.
Объем ежегодных торгов на Варшавской фондовой бирже достигает 311,5 млрд евро. На украинском фондовом рынке ежегодный объем едва дотягивает до 6,5 млрд евро. Наш рынок маленький, а активных игроков еще меньше.
Больше украинцев знают и пользуются сервисом обмена криптовалют Binance, чем слышали что-то об Украинской Бирже или ПФТС.
Но жизнь на бирже оживляется с падением ставок по депозитам. Инвесторы обращают внимание на возможности инвестирования внутри страны, ищут прибыльные варианты. По нашему опыту, спрос на ценные бумаги значительно превышает предложение. Просто об этом еще мало кто знает.
Предыстория
Первый раз, когда мы выпустили облигации в 2017 году, в эту затею не верил никто. Не верили в нее и профессиональные игроки фондового рынка. А если не они, то кто? Обстоятельства были затруднительными. Чтобы описать наши чувства в тот момент, представьте, что вы создали искусственное мясо и хотите продавать его веганам, но в вашем населенном пункте 99% домохозяйств выращивают коров и дважды в день едят говядину.
«Рынок мертв. Рынка ценных бумаг в Украине нет» — таков был вердикт специалистов, знавших об инвестиционном климате страны. Могли ли корпоративные облигации одной частной компании создать погоду в таких условиях?
Первый кейс
Оказалось, могли. Хотя НКЦБФР и отвергала наш проспект эмиссии облигаций серии А три раза, мы все же утвердили его. Вынуждены были долго доказывать членам комиссии, зачем нам это нужно и что да, мы хотим выпуск по-настоящему. Затем мы разместились. Облигаций было на сумму 30 млн грн под высокий процент — 19% годовых. Их раскупили инвесторы в таком составе: 79% — юридические лица, а 21% — физлица. Среди институционалов покупали страховые, инвестиционные компании и банки.
Читайте также:
![](/media/7373f5b466354f32b1c13c6584162016.jpg)
Роман Бабицкий Пять советов. Как инвестировать и не прогореть
Процедура эмиссии и размещения заняла у нас полтора года. Каждый инвестор был на вес золота. Со всеми встречались и общались лично. Приходилось каждый раз рассказывать одно и то же, пытаясь убедить людей в надежности украинских ценных бумаг. Украинская история хорошо помнит ряд дефолтов эмитентов облигаций в 2009-2011-х годах, поэтому отношение к корпоративным облигациям предвзятое и подозрительное. Зря.
Наш выпуск был публичным. По состоянию на 2017 год, мы были первыми, кто совершил это за последние почти 10 лет. Для публичного выпуска вся финансовая отчетность компании должна быть прозрачной. Все документы тщательно проверяются НКЦБФР.
На второй год обращения наших бумаг (а они были трехлетними), рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» повысило нашу оценку в ранг «uaА», а затем, в 2020 году, до — «uaA+», что выше, чем рейтинг ОВГЗ по шкале агентства Standard&Poor's.
Второй кейс
Мы полностью погасили первый выпуск: платили всем инвесторам купоны по графику и вовремя вернули тело инвестиций. Это для того, чтобы новый выпуск корпоративных облигаций делать заново, с чистого листа.
На тот момент (2020) изменилось законодательство, — стало жестче к эмитентам. Но и во второй раз у нас все прошло гладко. Гораздо легче что-то делать, когда ты уже имеешь опыт. Мы выпустили сразу две серии облигаций на общую 100 млн грн и разместились за 4 месяца. Количество инвесторов возросло. У нас уже не было возможности познакомиться со всеми лично. Только с сайта ежемесячно поступало по 10-20 звонков (они до сих пор поступают, хотя облигации уже распроданы). Убеждать вкладчиков уже не приходилось, мы только решили не продавать большие объемы в «одни руки».
Климат на рынке несколько изменился. Мы были уже не одни. Публичный открытый выпуск кроме нас сделал «ТАСкомбанк». Также, закрытые выпуски сделали ООО «РУШ» (магазины «Ева»), «Новая Почта», «Укрпочта», «Кредобанк» и Moneyveo, но уже после нас, увидев пример.
Состав инвесторов по облигациям второго и третьего выпусков таков: 74% — юрлица, а 26% — физлица. Среди юрлиц ЦБ приобрели: банки, инвестиционные компании, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. А настоящим успехом стало то, что облигации приобрел государственный банк Украины — «Укрэксимбанк».
Продать облигации государственному банку на сегодняшнем рынке — это как продать свой патент на двигатель Мерседеса, или свой стартап Google. Это значит сделать что-то настолько хорошее и надежное, что его захотят держать у себя ультраконсервативные инвесторы.
Ажиотажный спрос
Своим успехом мы наделали немного шума на рынке. Мы открыто коммуницируем о своем кейсе, общаемся с инвесторами, пишем новости на нашем сайте и в соцсетях, выпустили пару публикаций в СМИ.
По образцу лучших мировых эмитентов и по правилам investor relationships, мы организовали встречу со всеми нашими инвесторами и открыто рассказали в цифрах и фактах, куда направили их деньги.
На нас начинают выходить другие инвесторы. Вопрос о том, есть ли еще облигации на продажу — звучат стабильно по несколько раз в неделю. Даже те, кто успели приобрести облигации серии В или С и держат их сейчас на руках, спрашивают, можно ли докупить еще. Спрашивают есть ли другие формы сотрудничества с компанией. Чтобы узнать о том, как выпустить ценные бумаги, в наш офис приезжали предприниматели из Ровенской и Винницкой областей. Даже один горсовет обращался за советом в отношении муниципальных облигаций, хотя мы имеем опыт только в корпоративных.
Немного истории
Облигации изобрели в XIV в. во Флоренции. Итальянский город-государство нуждался в значительных суммах для функционирования в состоянии войны с соседями. Собственные граждане стали инвесторами, дав власти деньги в долг. Это была взаимовыгодная ситуация, потому что город получил капитал, а граждане — проценты за пользование их деньгами. С тех пор инструмент облигаций развился. Появились государственные, муниципальные, корпоративные облигации. Муссонные и надежны. Дисконтные или купонные. Кратко- или долгосрочные.
Привлечение капитала через выпуск облигаций значительно дешевле чем через публичный выпуск акций. А раскрытия информации требует почти такого же. Обычно в мире все публичные компании, выпускают и акции, и облигации. Но о котировках акций знает широкий круг лиц, а о выпусках облигаций — нет.
В этом году Amazon осуществили крупнейшую эмиссию облигаций в своей истории. Это $18,5 млрд, 8 серий, некоторые из них — 40-летние. Но большинство людей об этом не слышали, зато слышали об акциях Tesla. Хотя Tesla еще ни разу не выплачивала дивиденды своим акционерам. Акции вообще не обязывают компанию к выплате дивидендов. Выплата будет только в случае получения прибыли и решения совета детекторов. А вот облигации обязывают компанию к выплате процентов. Причем стабильно зафиксированных в течение всего срока обращения. В этом преимущество и удобство облигаций: они дают гарантии пассивного дохода. Принцип действия похож на депозит.
Мы всеми силами стараемся популяризировать тему ценных бумаг. И доказывать это не словами, а делом. Мы искренне надеемся на как можно большее количество публичных выпусков корпоративных облигаций от украинских компаний в ближайшее время.
А также мечтаем увидеть многочисленные украинские IPO.
Да, это требует много работы как со стороны инвесторов, так и со стороны бизнеса. Но мы видим, что инвесторы уже имеют достаточно доверия и аппетита к украинским ценным бумагам. Осталось ждать готовности украинского бизнеса вести дела прозрачно и цивилизованно.
Выводы
Спрос на украинские ценные бумаги есть как со стороны инвесторов, которые ищут выгодные условия для приумножения собственных средств, так и со стороны бизнеса, который нуждается в долговом капитале для развития и работы.
Это ситуация win-win для всех сторон. Есть только определенные проблемы с инфраструктурой рынка и готовностью профессиональных игроков обслуживать обе стороны. А еще хотелось бы видеть помощь государства в популяризации корпоративных бумаг. Например, сравнить наконец условия по налогообложению ОВГЗ с корпоративными ценными бумагами для физлиц. Уверен, это вопрос времени.