Фальшивое обрезание, восставшие против системы и фильмы с шансами. Дневник НВ с Каннского кинофестиваля
Главный редактор сайта НВ Юлия МакГаффи продолжает вести дневники Каннского кинофестиваля.
Мы тут не успели оглянуться, а до конца Каннского фестиваля осталась всего неделя. Фестивальная гонка в разгаре и мы продолжаем рассказывать о фильмах, которые показывают в основном конкурсе Канн и не только в нем.
Юлия МакГаффи
Главный редактор сайта НВ
В основной конкурсной программе успели показать мюзикл Леоса Каракса Аннетт и драму Франсуа Озона Все прошло хорошо. Аннетт пока лидирует по голосованию в рейтинге международного жюри кинокритиков, который ежедневно публикуется в издании Screendaily, а французские критики настолько впечатлились, что напротив названия фильма в журнале Le Film Francais стоят сразу три Золотых пальмовых ветки. У Озона — одна пальмовая ветка и 2,2 из 4 по версии Screendaily.
Читайте также:
- Великолепная семерка. Самые ожидаемые фильмы Каннского кинофестиваля по версии НВ
- Мы соскучились. Дневник НВ с 74-го Каннского кинофестиваля
- Вместе на красной дорожке. Шарлотта Генсбур представила в Каннах свой фильм о матери — легендарной Джейн Биркин
Израильский режиссер Надав Лапид, чья предыдущая картина Синонимы получила Золотого медведя на Берлинале в 2019 году, привез в основной конкурс Канн ультра-персональный жесткий и очень сердитый фильм Колено Ахеды об отношениях восстающего против системы художника и государства, о границах цензуры в стране, которая фактически уже многие десятилетия находится в состоянии войны с соседями.
The Guardian в своем обзоре назвала новый фильм Лапида «блестящей историей об израильской травме». Главный герой — кинорежиссер из Тель-Авива, который во время съемок проекта о палестинской активистке Ахед Тахими приезжает с показом в израильское поселение на границе с сектором Газа.
![](/media/bf0f091ecb954e32a8049f74da5e3bc7.jpg)
По рейтингу Screendaily у фильма 2,1 балла из четырех возможных. Но это, конечно, не отражение реальных шансов картины получить Золотую пальмовую ветвь, а мнение критиков. И учитывая, что жюри в этом году возглавляет очень политизированный Спайк Ли, возможно всё. И вообще в Каннах возможно всё и всегда. Пока фильм Лапида кто-то хвалит, кто-то ругает и обвиняет в нелюбви к Израилю.
Еще один фильм из основного конкурса, который вполне может претендовать на один из призов в Каннах — Lingui, Кровные узы живущего во Франции режиссера из Чада Махамата-Салеха Харуна. Кровные узы — жесткая социальная драма о жизни в Чаде — о матери-одиночке, которой чуть больше тридцати. Когда она забеременела, семья отказалась от нее, она живет практически в трущобах с 15-летней дочерью и узнает, что дочь беременна. Сделать аборт в мусульманской стране, где это запрещено — большой челлендж. Харун в фильме также поднимает проблему женского обрезания, которое практикуется во многих африканских странах — и благодаря ему, мы узнаем, что если отец-мусульманин настаивает на обрезании дочери, а мать против, то она может обратиться к человеку, который сымитирует эту операцию.
![](/media/b2f43750658c4819a1fb93d29faa1007.jpg)
Обычно жесткие социальные драмы о жизни в бедных африканских странах заканчиваются плохо — мы все к этому привыкли. Однако Харун не идет по протоптанной дорожке. Еще несколько причин посмотреть эту картину по возможности — это невероятные фактурные съемки и потрясающие актеры, которым зал во время премьеры устроил овацию.
Хочется рассказать еще об одном фильме — теперь уже не из основного конкурса — картине британской режиссерки Джоанны Хогг Сувенир. Часть II, премьера которой состоялась в Каннах в рамках программы Directors' Fortnight — Двухнедельник режиссеров.
Это сиквел ее картины Сувенир о юности девушки, которая учится в киношколе на режиссера, и влюблена в человека, оказавшегося героиновым наркоманом. Когда я выложила у себя в Фейсбуке фотографию с премьеры нового фильма Хогг — посыпались вопросы, а что это вообще за девушка стоит на сцене рядом с Тильдой Суинтон.
![](/media/62ddf8ba62524284b5d6ead4536654ce.jpg)
Оказывается, многие почему-то не знали, что у Тильды Суинтон есть дочь и что она актриса, к тому же очень хорошая. 23-летняя Онор Суинтон Бирн сыграла главную героиню и в первой, и во второй части Сувенира. Тильда Суинтон в обоих фильмах сыграла ее мать. Сувениры стоит посмотреть хотя бы ради этого блестящего семейного дуэта. Кстати, Тильда Суинтон и Джоанна Хогг — подруги чуть ли не со школьной скамьи.
Оба фильма Хогг считают автобиографическим — похоже, что режиссер раскладывает по полочкам то, что произошло с ней в юности и как принято говорить, закрывает гештальты. И хотя сама режиссер на премьере сказала, что обы фильма независимы друг от друга, второй Сувенир лучше все же смотреть после первого — первая часть есть на Netflix.
На всякий случай — у Суинтон есть еще сын Ксавье и они с Онор двойняшки.
Напомню, что мы с Алексеем Тарасовым, главредом Радио НВ, очень оперативно рассказываем о происходящем на Каннском кинофестивале в нашем подкасте «Двоє у Каннах».